ПОЛОЖЕНИЕ О ФОС для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

1

Администрации Режевского городского округа от 22.12.2022г. №515/01-07;
-Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся (утверждено приказом директора Школы №78/01-03
от 30.08.2023г.).
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре,
содержанию и оформлению, процедуру согласования, утверждения и хранения фондов
оценочных средств (далее ФОС) для проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся по учебным предметам, реализуемым в Школе.
1.2. Фонд оценочных средств является составной частью основной образовательной программы
Школы (далее - ООП) и неотъемлемой частью нормативно методического обеспечения системы
оценки качества освоения обучающимися ООП ОО и обеспечивает повышение качества
образовательного процесса Школы.
1.3. ФОС по предмету, курсу, дисциплине представляет собой совокупность контролирующих
материалов, предназначенных для измерения уровня достижения учащимся установленных
результатов обучения.
1.4. ФОС по предмету, курсу, дисциплине используется при проведении текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
1.5. ФОС входит в состав учебно-методического комплекса предмета (курса) (далее - УМК).
1.6. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательных
отношений, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим
образовательным программам.
1. Цель, задачи создания фонда оценочных средств, требования, предъявляемые к ним
2.1. Цель создания ФОС учебного предмета - создание материалов, позволяющих установить
соответствие уровня подготовки учеников на данном этапе обучения требованиям рабочей
программы учебного предмета.
2.2. Задачи ФОС:
2.2.1. осуществление текущего контроля успеваемости обучающихся для оперативного контроля
за их учебной деятельностью;
2.2.2. осуществление промежуточной аттестации обучающихся;
2.2.3. контроль процесса достижения обучающимися уровня сформированности универсальных
учебных действий.
2.3. ФОС разрабатывается по каждому предмету и должен соответствовать следующим основным
требованиям:
2.3.1. валидность (соответствие поставленным целям обучения);
2.3.2. корректность (точность, степень постоянства, стабильности, устойчивости результатов
оценивания при повторных предъявлениях);
2.3.3. объективность (получение объективных и достоверных результатов при проведении
контроля, оценивание обеспечивается максимальной стандартизацией контроля);
2.3.4. актуальность (соответствие уровню и этапу обучения);
2.3.5. надежность (наличие четко сформулированных критериев оценки для каждого
контрольного мероприятия.
2.4. Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС, являются:
2.4.1. предметная направленность (соответствие предмету изучения учебной дисциплины);
2.4.2. содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц);
2.4.3. объём (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС) должен
соответствовать рабочему времени контроля;
2.4.4. качество оценочных средств и ФОС в целом, должно обеспечивать получение объективных
и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

2

2. Виды фонда оценочных средств
2.1. Различают следующие виды ФОС:
- для стартового контроля;

- для текущего контроля;
- для промежуточной аттестации.
2.2.
Перечень объектов оценивания основывается на результатах обучения, которые
определяютсясогласно таблице 1.
Таблица 1
Структурированный перечень объектов оценивания

Промежуточная
аттестация

Исходные
требования к
уровню
усвоения
Рабочая программа
учебного предмета

Текущий
контроль

Рабочая программа
учебного предмета

Вид ФОС

Стартовый
контроль (ФОСпо
данному виду
контроля не
проходит
экспертизу, не
утверждается,
хранится у
учителя)

Рабочая программа
учебного предмета

Объект оценивания

Обобщенные
результаты обучения по
учебному
предмету за год
Конкретизированные
результаты обучения
по
предмету
(тематические
контрольные работы)
Конкретизированные
результаты обучения по
предмету
(разделу,
теме). Проводится в
начале учебного года в
1; 5 классах, в начале
изучения
нового
предмета

Форма контроля
дляразработки
кодификатора
Итоговая контрольная
работа

Все формы контроля,
используемые в ходе
освоения предмета
(раздела, темы)
Формы контроля, не
требующие больших
временных ресурсов,
предусматривается
возможность
самооценки.

3.2. Примерный перечень видов оценочных средств с краткими характеристиками представлен в
Приложении №1.
3.
Структура фонда оценочных средств
4.1. Структурными элементами ФОС по учебному предмету являются:
-титульный лист (приложение №2);
-кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся;
-единый план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий (утверждается по
полугодиям);
-паспорт фонда оценочных средств, применяемых в рамках текущего контроля и промежуточной
аттестации по учебному предмету (приложение №3);
-комплекты контрольно-измерительных материалов (КИМ).
4.2. Структурными элементами фонда оценочных средств могут являться:
-перечень фонда оценочных средств;
-комплект текстовых заданий, разработанных по учебному предмету;

3

-комплект других оценочных материалов (печатных сборников тестов и контрольных работ,
типовых задач (заданий), нестандартных задач (заданий), наборов проблемных ситуаций,
сценариев деловых игр и т.п.), предназначенных для оценивания уровня сформированности
компетенций на определённых этапах обучения.
4.3. По каждому оценочному средству в ФОС должны быть приведены критерии формирования
оценок.
4.
Разработка, экспертиза и утверждение фондов оценочных средств
5.1.
Фонды оценочных средств разрабатываются по каждому учебному предмету,
входящему в учебный план Школы, учителями-предметниками. Фонд оценочных средств для
контроля на уровне администрации разрабатывается заместителем директора по УР и
руководителями ПОГ.
5.2.
Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе.
5.3.
Ответственность за разработку комплектов оценочных средств по предмету несёт
учитель. Ответственность за подбор комплекса оценочных средств на уровне школы для
проведения промежуточной аттестации несет заместитель директора по УВР.
5.4.
При составлении, согласовании и утверждении ФОС должно быть обеспечено его
соответствие:
-требованиям ФГОС;
-основной образовательной программе;
-рабочей программе учебного предмета в соответствии с ФГОС;
-образовательным технологиям, используемым в преподавании данного учебного предмета.
5.5.
ФОС по каждому учебному предмету проходят экспертизу:
- обсуждение в рамках практико – ориентированных групп учителей;
- согласование с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
5.6.
Фонд оценочных средств по каждому предмету учебного плана подлежит
ежегодному обновлению и рассматривается на заседании предметных ШМО, согласуется с
заместителем директора по УВР и утверждается директором Школы как приложение к ООП
ежегодно.
5.7.
При использовании ФОС в учебном процессе учитель имеет право вносить изменения
в текст контрольной работы, самостоятельной работы и т.п.
5.8.
Решение об актуализации, изменении, аннулировании, включении новых оценочных
материалов в ФОС оформляется протоколом заседания практико – ориентированных групп
учителей.
5.
Структура, содержание и разработка комплекта контрольно-измерительных
материалов(КИМ)
5.1.
Комплекты КИМ являются структурным элементом фонда оценочных средств.
5.2.
КИМ позволяют оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.
5.3.
Структурными элементами КИМ по учебному предмету являются:
— спецификация (которая включает структурные элементы: назначение диагностической
работы; документы, определяющие содержание работы; структура КИМ; обобщенный план
работы);
— критерии и шкалы формирования оценок;
— контрольно-измерительные материалы (сами задания).
5.4.
Непосредственным исполнителем разработки КИМ по учебным предметам является
учитель, который отвечает за качество их содержания, оформление и обновление.
5.5.
Если учебный предмет преподается несколькими учителями в параллели, то по нему
создается единый комплект контрольно-оценочных материалов. Комплект КИМ может

4

разрабатываться коллективом учителей по поручению руководителя ШМО.
5.6.
Разрабатываются параллельные варианты, критерии и шкалы формирования оценок
комплектов КИМ. Для обеспечения информационной защищенности процедур рекомендуется не
менее 2 вариантов.
5.7.
КИМ формируется на бумажном и электронных носителях и хранится у учителя и
заместителя директора по учебной работе.
5.8.
По решению Школы всероссийские проверочные работы (ВПР) могут проводиться в
качестве итоговых контрольных работ в рамках промежуточной аттестации обучающихся.
5.9.
Фонд оценочных средств, реализуемый в Школе, является собственностью Школы.
6.
Основная номенклатура терминов (глоссарий) Положения.
Фонд оценочных средств (далее - ФОС) - это комплекты методических и контрольноизмерительных материалов, оценочных средств, предназначенных для определения качества
результатов обучения и уровня сформированности компетенций учеников в ходе освоения
основных образовательных программ. ФОС является неотъемлемой частью учебнометодического обеспечения процедуры оценки качества освоения учениками основных
образовательных программ (ООП), обеспечивает повышение качества образования и входит в
состав комплекта документов методического обеспечения реализации ООП.
Контрольно-измерительные материалы (далее - КИМ) - контрольные задания, а также
описание форм и процедур, предназначенных для определения качества освоения материала
учебного предмета.
Оценочные средства - образовательные технологии, определяющие уровень освоения
учениками учебного предмета, в роли которых могут выступать: устные опросы, типовые
задания (задачи, ситуационные задания и др.), творческие задания (эссе, кейс задания,
проблемные ситуации, деловые игры, исследовательские, конструкторские задания и др.) с
обязательным указанием критериев оценивания.
Критерии оценивания - признаки, на основании которых проводится оценка по
показателю, описание «идеального» состояния показателя.
Показатель оценивания - формализованное описание оцениваемых параметров действий
ученика на основе конкретизации результатов обучения. Показатели оценивания отражают
однозначно опознаваемую деятельность, поддающуюся измерению.
Текущий контроль успеваемости - вид контроля, с помощью которого определяется
степень и качество усвоения части изученного учебного материала теоретического и
практического характера в ходе освоения основной образовательной программы.
Промежуточная аттестация - это оценивание результатов учебной деятельности учащихся
за учебный год, определяющее степень и качество достижения учащимися планируемых
результатов освоения образовательной программы соответствующего уровня в соответствии с
требованиями ФГОС.

5

Приложение 1 (рекомендуемое)
Примерный перечень оценочных средств
№
п/п

Наименование
Представление
оценочного
оценочного
Краткая характеристика оценочного средства материала в
средства
фонде

1

Деловая и/или
ролевая игра

Совместная деятельность группы учеников и
Тема (проблема),
учителя под управлением преподавателя с целью концепция, роли и
решения учебных задач путем игрового
ожидаемый
моделирования реальной проблемной ситуации. результат по
Позволяет оценивать метапредметные
каждой игре
результаты, умение анализировать и решать
типичные учебные задачи.

2

Доклад,
сообщение

Продукт самостоятельной работы ученика,
Темы докладов,
представляющий собой публичное выступление сообщений
по представлению полученных результатов,
решения определенной учебно-практической,
учебно-исследовательской или научной темы

3

Кейс-задача

Проблемное задание, в котором ученику
предлагают осмыслить реальную практикоориентированную ситуацию, необходимую для
решения данной проблемы.

4

Контрольная
работа

Средство проверки умений применять
полученные знания для решения задач
определенного типа по теме или разделу.
Контрольная работа включает задания базового
и повышенного уровня из изученного материала.

5

Портфолио

Целевая подборка работ ученика, раскрывающая Структура
его индивидуальные образовательные
портфолио
достижения в одном или нескольких учебных
предметах.

6

Практические и Средство, позволяющее оценить уровень
лабораторные
сформированности практических навыков и
работы
умений по предмету.

Задания для
решения кейсзадачи
Комплект
контрольных
заданий по
вариантам

Образец
практических и
лабораторных
работ

6

Проект

8

9

Разноуровневые
задачи и задания

Реферат

Конечный продукт, получаемый в результате
Темы групповых
планирования и выполнения комплекса учебных и / или
и исследовательских заданий.
индивидуальных
Позволяет оценить метапредметные результаты, проектов
умения ученика самостоятельно конструировать
свои знания в процессе решения практических
задач и проблем, ориентироваться в
информационном пространстве и уровень
сформированности аналитических,
исследовательских навыков, навыков
практического и творческого мышления. Может
выполняться в индивидуальном порядке или
группой учеников.
Различают задачи и задания:
Комплект
а) базового уровня, позволяющие оценивать и разноуровневых
диагностировать знание фактического материала задач и заданий
(базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение
правильно использовать специальные термины и
понятия, узнавание объектов изучения в рамках
определенного раздела;
б) повышенного уровня, позволяющие оценивать
и диагностировать умения синтезировать,
анализировать,
обобщать
фактический
и
теоретический материал с формулированием
конкретных выводов, установлением причинноследственных связей; интегрировать знания
различных
областей,
аргументировать
собственную точку зрения.
Продукт самостоятельной работы ученика,
представляющий собой краткое изложение в
письменном виде полученных результатов
теоретического анализа определенной научной
(учебно-исследовательской) темы, где автор
раскрывает суть исследуемой проблемы,
приводит различные точки зрения, а также
собственные.

Темы рефератов

10

Самостоятельная Средство, позволяющее оценить и
Комплект заданий
работа
диагностировать знание фактического материала по вариантам
(базовые понятия, алгоритмы, факты) и умения
правильно использовать специальные термины и
понятия, узнавание объектов из учения в рамках
определенного раздела дисциплины

11

Творческое
задание

Частично регламентированное задание,
имеющее нестандартное решение и
позволяющее диагностировать умения,
интегрировать знания различных областей,
аргументировать собственную точку зрения.

Темы групповых
и/или
индивидуальных
творческих
заданий

7

Может выполняться в индивидуальном порядке
или группой учеников.
12

13

14

Устный
Применяется с целью повторения и закрепления Перечень вопросов
индивидуальный учеником учебного материала, контроля за
контроль(опрос) усвоением учеником учебного материала,
умений, компетенций.
Тест

Фонд
тестовых
Система стандартизированных заданий,
заданий
направленная на проверку уровня освоения
контролируемого теоретического и
практического материала по дидактическим
единицам предмета (терминологический
аппарат, основные методы, информационные
технологии, приемы, документы,
компьютерные программы, используемые в
изучаемой области
и др.).
Устный
Серия логически связанных между собой
Перечень вопросов
вопросов по небольшому объему материала. При
фронтальный
контроль(опрос) фронтальном опросе от ученика учитель ждет
кратких, лаконичных ответов с места. Обычно
фронтальный опрос применяется с целью
актуализации, повторения и закрепления
учебного материала за короткий промежуток
времени.

15

Эссе

Средство, позволяющее оценить умение ученика
письменно излагать суть поставленной
проблемы, самостоятельно проводить анализ
этой проблемы с использованием концепций и
аналитического инструментария
соответствующего предмета, делать выводы,
обобщающие авторскую позицию по
поставленной проблеме.

16

Круглый стол,
дискуссия,
полемика,
диспут, дебаты

Оценочные средства, позволяющие включить
учащихся в процесс обсуждения спорного
вопроса, проблемы и оценить их умение
аргументировать собственную точку зрения

Тематика эссе

Перечень
дискуссионных
тем для
проведения
круглого стола,
дискуссии,
полемики, диспута,
дебатов

8

Приложение 2
Титульный лист
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №46»

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №46
_____________/______________/
«______» ______________20___г.

СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
_____________/_______________/
«______»_______________ 20___г.

Приказ №______от «____»_________20___г.
РАССМОТРЕНО на заседании
ПОГ
Протокол №_______от «____»____________20__ г.

Фонд оценочных средств
по
наименование учебного предмета в соответствии с учебным планом
начального (основного, среднего) общего образования
Класс (ы):

Автор- составитель/составители:

п. Озёрный
20____г.

9

Приложение 3
Паспорт фонда оценочных средств по учебному предмету
(наименование предмета)
Класс_______
Для текущего контроля
№
п/п
1

Контролируемые разделы
(темы) предмета*

Наименование оценочного средства
Контрольная работа
Выполнение и защита лабораторного
практикума
Выполнение докладов, рефератов
Тестирование
Устный опрос
Индивидуальный и/или групповой проект

2
3
4
5
6

7
Деловая и / или ролевая игра
8
Доклад, сообщение
9
Кейс-задача
10
Реферат
11
Круглый стол/дискуссия
* Наименование темы (раздела) берется из рабочей программы учебного предмета.
Для промежуточной аттестации
Класс

Наименование оценочного средства
Контрольная работа
Выполнение и защита лабораторного практикума
Выполнение докладов, рефератов
Тестирование
Устный опрос
Индивидуальный и/или групповой проект
Деловая и / или ролевая игра
Доклад, сообщение
Кейс-задача
Реферат
Круглый стол/дискуссия

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».