РП учебного курса Информатика в вопросах и ответах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебного курса для 9 класса составлена в соответствии с
учебным планом МБОУ СОШ №46.
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и
умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) для подготовки к итоговой аттестации по информатике
учащихся 9 классов, освоивших основные образовательные программы
основного
общего
образования.
Подготовка
к
основному
государственному экзамену является одной из основных проблем
выпускников 9 класса. По своей сути ОГЭ является своеобразной
проверкой
знаний,
социальной
и
психологической
готовности
школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности.
В этой связи, психологическая устойчивость школьников является одним
из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме
ОГЭ.
В первую очередь подготовка участников включает формирование
положительного отношения
к
ОГЭ,
разрешение прогнозируемых
трудностей, формирование и развитие определенных знаний и навыков,
необходимых для прохождения государственного экзамена
Функции курса:
• формирование умения решать задания разного уровня;
• развитие мотивации и целеполагания;
• формирование положительного отношения;
• развитие самоконтроля;
• формирование уверенности и положительной самооценки.
Цели программы: систематизация знаний и умений по курсу
Информатика и ИКТ и подготовка к государственной аттестации по
информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные
программы основного общего образования.
Задачи:
сформировать
• положительное отношение к процедуре контроля в формате ГИА;
• представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету;

• назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом,
с развернутым ответом);
• работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения
экзамена в целом;
• эффективно распределять время на выполнение заданий различного типа;
• правильно оформлять решение задания с развернутым ответом и
практикой работы на компьютере.
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с
практическим решением заданий в формате ГИА. Обучение по курсу
сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с
тестовыми заданиями в формате ГИА в бумажном и электронном виде.
УМК для педагога и учащихся включает в себя:
1. Информатика и ИКТ 9 класс / Л. Л. Босова Изд.: М.: Бином. Лаборатория
знаний. 2019.
2. Основной государственный экзамен. Информатика и ИКТ. Типовые
экзаменационные материалы / С.С.Крылов, Т.Е. Чуркина. Федеральный
институт педагогических измерений. Изд.: Национальное образование, 2021
3. Основной государственный экзамен. Информатика. Комплекс
материалов для подготовки учащихся в комплекте с CD. ОГЭ 2021.
Федеральный институт педагогических измерений. Москва, «Интеллект
Центр», 2021.
4. Информатика и ИКТ. Задачник – практикум в 2 т. Том 1/ Л. А. Залогова,
М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. ; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. –
М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. – 309 с. : ил.
6. Информатика и ИКТ. Задачник – практикум в 2 т. Том 2/ Л. А. Залогова,
М. А. Плаксин, С. В. Русаков и др. ; под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. –
М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. – 294 с. : ил.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.klyaksa.net/ Информационно-образовательный портал для
учителя информатики и ИКТ.
2. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики.
3. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов.
4. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ Материалы авторской
мастерской Босовой Л.Л.
5. https://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm Материалы авторской
мастерской Полякова К.Ю.

Курс адресован учащимся 9 классов, выбравших предмет Информатика
и ИКТ для сдачи государственной аттестации по окончанию среднего общего
образования.
Курс рассчитан на 17 часов.
Результаты изучения курса
В результате изучения курса «Информатика в вопросах и ответах»
ученик должен приобрести следующие знания/умения:
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении
учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами
и сверстниками.
Предметные: знать/понимать/уметь
• уметь оценивать количественные параметры информационных объектов;
• уметь определять значение логического выражения;
• уметь анализировать формальные описания реальных объектов и
процессов;
• знать структуру файловой системы и организацию данных;
• уметь представлять формульную зависимость в графическом виде;
• уметь исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с
фиксированным набором команд;
• уметь кодировать и декодировать информацию;
• уметь исполнять линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом
языке;
• уметь исполнять простейший циклический алгоритм, записанный на
алгоритмическом языке;
• уметь исполнять циклический алгоритм обработки массива чисел,
записанный на алгоритмическом языке
• уметь анализировать информацию, представленную в виде схем
• уметь осуществлять поиск в готовой базе данных по сформулированному
условию;
• иметь представление о дискретной форме представления числовой,
текстовой, графической и звуковой информации;
• уметь записывать простой линейный алгоритм для формального
исполнителя;
• уметь определять скорость передачи информации;
• уметь исполнять алгоритм, записанный на естественном языке,
обрабатывающий цепочки символов или списки;
• уметь использовать информационно-коммуникационные технологии;

• уметь осуществлять поиск информации в Интернете;
• уметь проводить обработку большого массива данных с
использованием средств электронной таблицы или базы данных;
• уметь написать короткий алгоритм в среде формального исполнителя
или на языке программирования.
Реализация программы по предмету при необходимости (потребность в
интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей; работа с
детьми – инвалидами или часто болеющими; выполнение проектов и
исследовательских работ; работа с одаренными детьми (индивидуальные
дополнительные задания повышенного уровня и т. п.); может проходить
через
электронное обучение с применением дистанционных
образовательных технологий.
Ресурсы и платформы:
Решу ОГЭ по информатике. Образовательный портал для подготовки к
экзаменам.
ФИПИ ОГЭ информатика. Портал Федеральной службы по надзору в
фере образования и науки. На портале опубликована официальная
библиотека всех вариантов заданий ГИА.
Google Документы. Онлайн сервис, позволяющий работать с
документами, популярных форматов без установки программных продуктов
на свой персональным компьютер.
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала
урока курса предполагает следующее:
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со всеми участниками образовательного
процесса, принципы учебной дисциплины и самоорганизации через
знакомство и в последующем соблюдение «Правил кабинета», «Правил
внутреннего распорядка обучающихся», взаимоконтроль и самоконтроль
обучающихся;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения,
развитие умения совершать правильный выбор;
• установление доверительных отношений между учителем и его
учениками,
способствующих позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб учителя через живой диалог, привлечение их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизацию их

познавательной деятельности через использование занимательных
элементов, историй из жизни современников;
•
использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий
обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета
через демонстрацию
детям
примеров
ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока,
лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности
на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время
урока (сотрудничество, поощрение, доверие, поручение важного дела,
создание ситуации успеха);
• организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; Непрерывный поиск
приемов и форм взаимодействия педагогов и обучающихся на учебном
занятии позволяет приобретенным знаниям, отношениям и опыту перейти в
социально значимые виды самостоятельной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. Измерение информации.
Компьютерные системы кодировки символов. Единицы измерения
информации.
Основные
формулы.
Количественные
параметры
информационных объектов. Решение типовых задач.
Модуль 2. Представление информации.
Кодирование и декодирование информации. Решение задач на
кодирование
и декодирование информации. Компьютерные системы
счисления. Правило преобразования чисел из одной системы счисления в
другую. 2-я и 10-я системы счисления. 8-я и 16-я система счисления.
Решение типовых задач.
Модуль 3. Основы алгебры логики.
Логические основы компьютера. Логическое высказывание и логические
операции. Значение логического выражения. Решение задач на
нахождение значения логического выражения.
Модуль 4. Моделирование и формализация.

Формальное описание реальных объектов и процессов. Графическое
представление моделей. Табличные информационные модели. Анализ
информации, представленной в виде схем. Граф. Решение типовых задач.
Модуль 5. Алгоритмизация и программирование.
Простой линейный алгоритм для формального исполнителя. Решение задач
на исполнителя с фиксированным набором команд. Алгоритм, записанный
на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки.
Решение задач на построение последовательностей и цепочек. Условный
алгоритм. Простые и составные условия. Программа с условным
оператором. Короткий алгоритм в различных средах исполнения.
Понятие циклического алгоритма. Знакомство со средой Кумир.
Исполнитель робот. Линейные алгоритмы для исполнителя Робот.
Циклический алгоритм для исполнителя Робот. Решение типовых заданий.
Модуль 6. Информационно-коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии. Осуществление поиска
информации в сети Интернет. Запросы для поисковых систем с
использованием логических выражений. Решение типовых задач.
Модуль 7. Информационные технологии.
Использование поисковых средств операционной системы. Типы файлов.
Понятие файловой системы. Использование поиска операционной
системы и текстового редактора. Текстовый процессор MS Word.
Создание, редактирование и форматирование текста. Форматирование
текста в MS Word. Редактор презентаций MS PowerPoint. Создание и
оформление слайдов. Стилевое оформление презентации. Редактор
электронных таблиц MS Excel. Ввод формул и вычисления по ним.
Построение диаграмм и графиков.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема учебного занятия
Модуль 1. Измерение информации.
1
Единицы измерения информации.
Компьютерные системы
кодировки символов.
Основные формулы.
2
Количественные параметры
информационных объектов.
Решение задач на измерение
информации.
Модуль 2. Представление

Всего часов
2
1

Виды деятельности

1

теоретическое,
практикум

2

теоретическое,
практикум

информации.
3
Кодирование и декодирование
информации. Решение задач на
кодирование и
декодирование информации.
4
Компьютерные системы
счисления. Решение типовых
задач.
Модуль 3. Основы алгебры логики
5
Логические основы компьютера.
Логическое высказывание и
логические операции.
6
Решение задач на нахождение
значения логического выражения.
Модуль 4. Моделирование и
формализация
7
Формальное описание реальных
объектов и процессов.
8
Решение задач на графическое
представление моделей.
Табличные информационные
модели. Решение типовых задач
9
Анализ информации,
представленной в виде схем.
Графы. Решение типовых задач.
Модуль 5. Алгоритмизация и
программирование.
10 Простой линейный алгоритм для
формального исполнителя.
Решение задач исполнителя с
фиксированным набором команд.
11 Алгоритм, записанный на
естественном языке,
обрабатывающий цепочки
символов или списки. Решение
задач на построение
последовательностей и цепочек.
Модуль 6. Информационнокоммуникационные технологии.
12 Осуществление поиска
информации в сети Интернет.
Решение типовых задач.
13 Запросы для поисковых систем с
использованием логических

1

теоретическое,
практикум

1

практикум

2
1

1

теоретическое,
практикум
практикум

3
1
1

1

теоретическое,
практикум
теоретическое,
практикум
теоретическое,
практикум

2
1

теоретическое,
практикум

1

теоретическое,
практикум

2
1

теоретическое,
практикум

1

теоретическое,
практикум

выражений Решение
типовых задач.
Модуль 7. Информационные
технологии
14 Использование поисковых
средств операционной системы и
текстового редактора.
Типы файлов. Понятие файловой
системы.
15 Текстовый процессор MS Word.
Создание, редактирование и
форматирование текста
16 Редактор презентаций MS
PowerPoint. Создание и
оформление слайдов. Стилевое
оформление презентации.
17 Редактор электронных таблиц MS
Excel. Ввод формул и вычисления
по ним

4
1

теоретическое,
практикум

1

теоретическое,
практикум

1

теоретическое,
практикум

1

теоретическое,
практикум


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».