14.04.2020
1.
Поддерживайте привычный ритм жизни, насколько это возможно,
или создавайте новые семейные традиции/ игры/. Обеспечьте вовлечение детей в
соответствующие возрасту домашние мероприятия, включая мероприятия по их
дистанционному обучению. Старайтесь максимально использовать игровые формы.
2.
Насколько это,
возможно, поощряйте детей общаться и играть со сверстниками, однако необходимо
ограничение по времени нахождение ребенка в социальных сетях.
3.
Помогите детям найти открытые способы выражения таких чувств, как страх и печаль. У каждого ребенка есть
свой способ выражения эмоций. Иногда участие в творческой деятельности, такой
как игра или рисование может облегчить этот процесс.
4.
Во время стресса и
кризиса дети чаще стремятся к общению с родителями. Расскажите детям о путях
передачи короновируса и объясните, как
избежать заражения:
- Мыть руки после посещения любых общественных мест, транспорта,
прикосновений к дверным ручкам, деньгам, оргтехнике общественного
пользования на рабочем месте, перед едой и приготовлением пищи.
Уделите особое внимание тщательному намыливанию (не менее 20 секунд),
и последующему полному осушению рук.
- После возвращения с улицы домой — вымыть руки
и лицо с мылом, промыть нос
изотоническим раствором соли.
- Прикасаться к лицу, глазам- только недавно вымытыми руками.
При отсутствии доступа к воде и мылу, для очистки рук использовать
дезинфицирующие средства на спиртовой основе. Или воспользоваться
одноразовой салфеткой, при необходимости прикосновения к глазам или носу
- Надевать одноразовую медицинскую маску в людных местах
и транспорте. Менять маску на новую надо каждые 2-3
часа, повторно использовать маску нельзя.
-
Отдавать предпочтение гладким прическам, когда вы находитесь в местах
скопления людей, распущенные волосы, часто контактируя с лицом,
увеличивают риск инфицирования.
- Избегать близких
контактов и пребывания в одном помещении с людьми, имеющими
видимые признаки ОРВИ (кашель, чихание, выделения из носа).
- Не прикасаться
голыми руками к дверным ручкам, перилам, другим предметам
и поверхностям в общественных пространствах.
- Ограничить приветственные
рукопожатия, поцелуи и объятия.
- Чаще проветривать
помещения.
- Не пользоваться
общими полотенцами.
5.
Настройте ребенка на
дистанционное обучение, оказывайте помощь и поддержку.
Общайтесь с детьми!
Включайте детей в свою жизнь, включайтесь в их жизнь.
Педагог –
психолог Соснина И.В.
22.04.2020
Что делать, если перед прохождением экзаменов трудно
сосредоточится (паника, что, все, что выучили, забыли)? Эти вопросы связаны
между собой. Поскольку тревога, трудности в сосредоточении - это признаки
стресса. Итак, стресс – это общая реакция организма на воздействие (физическое
или психологическое), нарушающее его деятельность и состояние нервной системы
организма. 3 фазы реагирования на стресс: 1 реакция – тревоги (головные боли,
учащенное дыхание, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности,
беспокойство и т.д.). 2 реакция – сопротивление (поддержка усилий, которые
предпринимаются ребенком) 3 реакция – истощения (после длительного напряжения,
понижается способность организма к сопротивлению)
Признаки
стрессового напряжения:
·
Невозможность сосредоточиться на чем – то;
· Слишком частые ошибки
(нехарактерные для этого человека);
· Ухудшение памяти, внимания;
·
Слишком часто возникают чувство усталости;
· Очень быстрая речь, быстрая
ходьба;
·
Мысли часто «улетучиваются»;
· Довольно часто появляются боли
(голова, спина, область желудка);
· Повышенная возбудимость и
раздражительность;
· Появление агрессивности,
конфликтности;
· Проявление нетерпеливости,
нервозности;
·
Резкие перепады настроения, негативные эмоциональные реакции (страх,
разъяренность, слезы);
· Потеря чувства юмора;
· Пристрастие к вредным
привычкам и появлению навязчивых движений;
·
Появление чувства душевного опустошения;
· Постоянное ощущение недоедания
либо потеря аппетита (вообще потерян вкус к еде);
· Невозможность закончить
начатое занятие, снижение работоспособности, неорганизованность; При
возникновении любой мнимой или реальной опасности у различных индивидуумов
включается преимущественно «активный» или «пассивный» тип реагирования: у
большинства людей в случае опасности происходит учащение пульса и повышение
артериального давления, в то время, как у меньшей части - наоборот, пульс
замедляется и снижается давление (у них от страха «замирает сердце»,
«перехватывает дыхание», снижается общая активность организма).
Справиться со
стрессом можно, овладев некоторыми техниками:
1. Дыхание Необходимо сесть поудобнее и сконцентрироваться на своем
дыхании. Дыхание должно быть естественным и непринужденным; необходимо следить
за потоками воздуха, входящими в организм и покидающими его (прием, известный
во многих восточных духовных практиках как “медитация на дыхании”). В течение
трех - пяти минут нужно было как можно дальше проследить за потоком
поступающего в организм прохладного вдыхаемого воздуха и теплым выходящим
потоком, и дышать при этом легко и естественно.
2. Формула самовнушения
Через несколько минут, когда вызванное возбуждение несколько уменьшится, и
можно использовать формулы самовнушения: “Я - расслабляюсь - и - успокаиваюсь”,
синхронизируя их с ритмом своего дыхания. При этом слова “Я” и “И” следует
произносить на вдохе, а слова “расслабляюсь” и “успокаиваюсь” - на плавном,
удлиненном выдохе, представляя себе, как волна теплого воздуха растекается по
всему телу, расслабляя и размягчая его.
3. Преодоление
телесного дискомфорта Затем следует мысленно осмотреть свое тело и
обнаружить участки скелетной мускулатуры, где ощущается скованность или
дискомфорт. После определения наиболее напряженной части тела, необходимо
сконцентрировать свое внимание и про себя повторяли формулы самовнушения типа:
«Мое лицо расслабляется и успокаивается», «Мышцы воротниковой зоны становятся
мягкими и расслабленными» или «Мои руки мягкие и теплые», сопровождая эти
формулы соответствующими мысленными представлениями.
4. Активизация организма. После достижения приемлемого
уровня расслабления следует несколько активизировать организм. Для этого надо
сесть более прямо, немного развести лопатки и приподнять подбородок, после чего
повторить про себя 4-6 раз: «Я - спокоен - и уверен - в себе», также
синхронизируя формулы с дыханием, но во второй части формулы вдох должен быть
несколько продолжительнее выдоха. Последнюю часть формулы “ - в себе!”
необходимо произносить на форсированном выдохе с эмоциональным нажимом. Это
упражнение устраняет избыточную расслабленность мышечной системы. Это
упражнение обладает тонизирующим свойством, наполняя тело энергией и бодростью.
5. Установки на успех Заключительная часть
психологической подготовки выполняется в двух вариантах: с использованием формул
цели и путем мысленного построения удачной стратегии поведения. В первом
варианте нужно проговорить про себя специальные формулы цели, которые они
индивидуально подбирали себе до начала упражнения (например: «Я успешно сдам
экзамен!» или «Голова работает четко! Память ясная, я все могу вспомнить!» или
«Будущее сулит мне только хорошее! Я с надеждой смотрю вперед!»). Формулы цели
должны быть достаточно краткими, должны отражать ваше главное стремление и, по
возможности, не содержать негативных формулировок (Вместо формулы «Я не буду
бояться!» надо говорить «Я буду смелым!», ибо наше подсознание, к которому,
собственно, и адресованы эти слова, плохо воспринимает частицы «не» и «нет»).
После 10-кратного произнесения формул цели следует потянуться, резко выдохнуть
и встать. Во втором варианте предлагается создать мысленную желаемую модель
своей успешной сдачи экзамена и “проиграть” эту ситуацию в уме несколько раз.
Необходимо создать в своем воображении образ спокойного, уверенного в себе
человека, который получает КИМы, легко получает доступ к ресурсам памяти, пишет
ответы на вопросы, после чего уверенно и со знанием дела проверяет материалы.
Советы для
подготовки к экзамену:
- Оставьте для подготовки к экзамену
достаточно времени, чтобы не возникла ситуация, когда нужно прочитать весь
материал курса за последнюю минуту. Этот подход позволит значительно усилить
Вашу уверенность в своих силах и снизить предэкзаменационый стресс, так как Вы
будете знать, что потратили достаточно времени на подготовку и подготовились
хорошо.
- Составьте расписание своей подготовки к
экзамену, чтобы Вы смогли следить за временем и мониторировать свой прогресс.
Оставьте достаточно времени для отдыха и развлечений, чтобы избежать
переутомления.
- Как только Вы заметите, что теряете внимание и
Ваш мозг начал уставать, устройте короткий отдых. После того, как Вы вернетесь
к занятиям, Вы будете чувствовать себя отдохнувшим и будете готовы к дальнейшей
подготовке.
- Не пейте слишком много кофе, чая и
газированных напитков; кофеин только больше возбудит Ваш мозг и сделает его
менее восприимчивым к информации. Питайтесь чаще и правильным образом; в период
подготовки Вашему мозгу требуется больше питательных веществ.
- Регулярные, но умеренные физические упражнения
усилят Вашу энергию, просветлят мышление и снизят ощущения стресса.
- Отведите достаточное время на сон; питайтесь разумно.
- Ищите помощи: спросите у Вашего преподавателя
или репетитора как наиболее ффективным способом подготовить себя к экзамену и
как вести себя во время экзамена.
- Будьте бдительны – если Вы почувствуете себя
нездоровым, поговорите с кем-нибудь о своем беспокойстве.
Оставайтесь
позитивно настроенным – не думайте о будущем или о возможном провале.
- Настройтесь на победу и будьте готовы сделать
максимально от Вас зависящее.
Поведение на
экзамене
Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники - это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю Вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя несколько раз «Я спокоен и расслаблен» или «Я знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо». ü Если Вы ощущаете в своей голове пустоту – не паникуйте! Паника в данной ситуации только осложнит процесс вспоминания и восприятия информации. Вместо этого, попробуйте на минуту сосредоточиться на медленном, глубоком дыхании. Если Вы все же не можете вспомнить необходимую информацию, переходите к другому вопросу; вернетесь к этому вопросу позже. Тревожность снимается если, дышать только одной правой ноздрей. ü Что бы сосредоточиться – можно нарисовать крест и смотреть на него, это поможет наладить работу мозга.
Желаем успеха!
09.04.2020
Советы подросткам, которые помогут не упасть духом и не поддаться тревоге, но в то же время отнестись к ситуации режима изоляции серьезно / рекомендации Роберта Лихи, одного из ведущих в мире специалистов по тревожным состояниям /.
· Вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет мала. Дети и подростки почти не болеют коронавирусом или переносят его в легкой форме. Несмотря на это, есть процедуры, которые могут помочь дополнительно снизить вероятность заразиться: мыть руки после улицы, перед едой, бороться с привычкой грызть ногти, если она есть, — именно через руки вирус чаще всего попадает в организм человека; спать не меньше 7,5 часа; хорошо питаться; делать физическую зарядку (все это поможет поддержать и укрепить иммунитет).
· Очень важно соблюдать режим самоизоляции. Да, приходится сидеть дома, не ходить в школу, не встречаться с друзьями. Важно понимать: сейчас не наступает апокалипсис, каким мы его знаем по фильмам, наоборот, нас просят меньше выходить из дома, чтобы предотвратить заражение большого количества людей. Например, в Китае, где люди очень серьезно к этому отнеслись, уже почти все заболевшие поправились и новых случаев заражения почти нет. Теперь и нам придется набраться терпения.
· Новостные ленты только усиливают беспокойство и тревогу. Лучше поменять тактику, выбрать 1—2 надежных ресурса и уделять им 10 минут утром и 10 минут вечером.
· Одно из лучших лекарств против тревоги — юмор. Многие ребята начали выкладывать свои видео и песни про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Может, посмотреть на ситуацию под таким углом?
· Если же тревожные мысли постоянно атакуют, следует помнить, что тревога — это не опасно, не нужно думать о каждой тревожной мысли. Можно представить их как проплывающие по небу облака и попробовать сосредоточиться на более приятных или важных делах.
Источник: http://www.ug.ru/news/30211
13.05.2020
Педагог – исследователь Василий Александрович Сухомлинский писал: «С умения чувствовать рядом с собой другого человека, понимать его интересы, стремления, согласовывать свои поступки с его человеческим достоинством – с этого начинается долг. Средоточием нравственности является долг. Долг человека перед человеком, перед обществом, перед отечеством. Долг отца и матери перед детьми, долг детей перед родителями. Долг личности перед коллективом, долг перед высшими нравственными принципами. Чувство долга – это не узы, связывающие человека. Это подлинная человеческая свобода. Верность долгу возвышает человека».
Перед общеобразовательной школой стоят следующие задачи:
- помочь учащимся развить не
только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать
интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения, терпимость к
другому образу жизни;
- научить пониманию, приемам
деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей
среде, друг другу;
- создать условия для развития
независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных
потребностей;
- поощрять самовыражение и уверенность
в себе;
- сконцентрировать внимание детей на
содержании материала, который представляет духовные ценности, основу которого
составляют Слово и
Действие.
Однако основа нравственного
воспитания - это воспитание ребенка в
семье. Именно с детства закладывается фундамент для духовного развития личности.
“Воспитав
человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить
угрозу для общества”. – сказал Теодор Рузвельт.
Вопрос
духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем,
стоящих сегодня перед обществом и государством в целом. В обществе сложилась
отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана с тем, что
современное российское общество нуждается в людях, обладающих не только
теоретическими и практическими научными знаниями, но и нравственной культурой.
В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и
требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет
понимать, что нравственно, а что – нет.
Подростковый период, по мнению многих
педагогов и родителей, является трудным, критическим. Как помочь подростку
разобраться в системе нравственных ценностей и идеалов, организовать свое
поведение и деятельность, научить самоконтролю и ответственности за результаты
своих поступков?
До подросткового
возраста деятельность ребенка определялась авторитетом (родителями, педагогом). Подросток
же в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем,
что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он
принадлежит. Наблюдения показывают, что возникновение у подростков
положительных нравственных идеалов является необходимым условием воспитания. И
наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезное препятствие
воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут восприниматься
подростками. Вопрос об идеале для подростков - это скорее вопрос о лидере,
который ведет его за собой.
Без друга - взрослого
подросток не может понять, что свобода немыслима без долга и ответственности.
Нужно говорить с подростками, как с равными, о сложности и противоречивости
жизни. Но эти беседы будут услышаны, если только они ведутся другом,
и взрослый должен стремиться им стать. В подростковом возрасте очень важным
является почувствовать общность, братство всех людей. Этому соответствует
формирование базового основания личности – чувства долга. Обретение чувства
долга в подростковом возрасте дает возможность пережить последнее без кризиса..
Подросткам нужно научиться самостоятельно организовывать свое поведение и
деятельность, уметь себя контролировать, нести ответственность за результаты
своих поступков, самостоятельно решать вопросы, с которыми приходится сталкиваться
в повседневной жизни. Одной из сторон взрослости является социально - моральная
взрослость, которая проявляется в отношениях с взрослыми, в фактах серьезного
участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической
помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах
взрослого человека.
Педагог – психолог Соснина И.В.