Пояснительная записка Предлагаемый курс направлен на закрепление, систематизацию и углубление знаний изученного материала за курс 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Программа составлена на основе требований базисного учебного плана и является дополнением к нему. Данный курс рассматривает наиболее важные и сложные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Он рассчитан на учащихся основной школы и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. В ходе обучения, учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы, используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам и итоговая проверка знаний. Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний учащихся по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере. Задачи курса: 1. расширить и углубить знания по некоторым вопросам курса биологии; 2. повторить и закрепить основные понятия и термины из курса; 3. формировать умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников; 4. развивать интерес к предмету; 5. содействовать профессиональной ориентации учащихся. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения курса учащиеся должны знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий); генов, хромосом, клеток; популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы; сущностьбиологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения уметь объяснять:роль биологии в практической деятельности людей; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; роль гормонов и витаминов в организме; изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; описывать биологические объекты; распознавать и описывать:на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека и животных; органы цветковых растений, растения разных отделов;культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять:приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах; проводитьсамостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями использовать приобретенные знания умения и навыки в практической деятельности и современной жизни: для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ- инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Режим занятий Программа элективного курса рассчитана на 34 часа Количество занятий в неделю – 1 Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Учебно-тематический план № Содержание Тема 1 Биология как наука. Методы биологии (1 ч.) 1. 2. 3. 4. Количество часов 1 Биология как наука. Методы биологии Тема 2 Признаки живых организмов (5 ч) 5 2.1. Клеточное строение организмов Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.Практическая работа1.Рассматривание клеток кожицы лука, элодеи. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы. 2.2. Признаки живых организмовПризнаки живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. 2 3 5. Ткани, органы, системы органов растений и животных. Практическая работа 2.Рассматривание тканей растительного организма. Практическая работа 3.Рассматривание тканей животного организма. 6. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними Тема 3 Система, многообразие и эволюция живой природы (10 ч) 10 7. 3.1. Царство Бактерии Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. 1 8. 3.2. Царство Грибы. Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека. 1 9. 3.3. Царство Растения. Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений. 4 10. Царство Растения. Общий обзор строения и функций органов растений. 11. Основные семейства цветковых растений. 12. Практическая работа4.Решение тестовых заданий по теме: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения. 13. 3.4. Царство Животные Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности. 14. Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности 15. Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Птицы, Млекопитающие.Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности. 16. 3.5. Учение об эволюции органического мира Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Практическая работа 5. Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, учение об эволюции органического мира. Тема 4 Человек и его здоровье (17 ч) 17. 4.1. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. 3 1 17 1 18. 4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. 2 19. Железы внутренней секреции. Гормоны 20. 4.3. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. 21. 4.4. Дыхание. Система дыхания. Дыхание. Система дыхания. 22. 4.5. Внутренняя среда организма Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. 1 23. 4.6 Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. 1 24. 4.7. Обмен веществ и превращение энергии Обмен веществ и превращение энергии. 1 25. 4.8. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. 1 26. 4.9. Покровы тела и их функции. Покровы тела и их функции. 1 27. 4.10. Размножение и развитие организма человека. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. 1 28. 4.11. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. 1 29. 4.12. Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы чувств, их роль в жизни человека. 1 30. 4.13. Психология и поведение человека. ВНД. Психология и поведение человека. ВНД. 1 31. 4.14. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. 1 32. 4.15. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. 1 33. Практическая работа 6.Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье». 1 34. Итоговое тестирование по темам курса 1 1 1 Содержание программы Общее количество часов – 34 часа Биология как наука. Методы биологии (1 час) Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов. Признаки основных организмов (5 часов) Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними Практические работы 1.Рассматривание клеток кожицы лука, элодеи. 2.Рассматривание тканей растительного организма. 3.Рассматривание тканей животного организма. Система, многообразие и эволюция живой природы (10 часов) Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции Практические работы 4.Решение тестовых заданий по теме: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения 5. Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, учение об эволюции органического мира Человек и его здоровье (17 часов) Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении Дыхание. Система дыхания Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения Покровы тела и их функции Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат Органы чувств, их роль в жизни человека Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения Практические работы 6.Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье». Итоговое тестирование по темам курса (1 час) Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом За верное выполнение каждого из заданий 1–22 выставляется 1 балл. В другом случае – 0 баллов. За верное выполнение каждого из заданий 23–27 выставляется 2 балла. За ответы на задания 23 и 24 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если учащийся указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно). За ответ на задание 25 и 27 выставляется 1 балл, если допущена одна ошибка, и 0 баллов, если допущено две и более ошибок. За ответ на задание 26 выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Если ошибок больше, то ставится 0 баллов. За полное верное выполнение задания 28 выставляется 3 балла; 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа; выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Задания 29–32 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 46. Литература 1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс, автор - В.В. Пасечник, И: Дрофа, 2010 2. «Биология. Животные» 7 класс, автор - В.В. Латюшин, И: Дрофа, 2008 3. «Биология. Человек» 8 класс, автор - Д.В. Колесов, И.Н. Беляев и др., И: Дрофа, 2008 4. «Биология. Введение в общую биологию» 9 класс, автор -А.А. Каменский, И: Дрофа, 2011 5. Биология ГИА-9 класс – 2012. ./А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону, «Легион», 2011. 6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах.- М. «Мир», 1993. 7. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. «Многообразие живых организмов». М.: Дрофа, 2006. 8. Захарова В. Б., Мамонтов С. Г., Сонина Н. И. «Общие закономерности». М.: Дрофа, 2006. 9. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992. 10. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007 11. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 – М., Аванта +, 2001