РП учебного курса Практическая физика рабочая программа 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике на уровне основного общего образования
составлена на основе положений и требований к результатам освоения на
базовом уровне основной образовательной программы, представленных в
ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и
Концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Содержание программы по курсу «Практическая физика» направлено на
формирование
естественно­научной
грамотности
обучающихся
и
организацию изучения физики на деятельностной основе. В программе по
учитываются возможности учебного предмета в реализации требований
ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам
обучения, а также межпредметные связи естественно­научных учебных
предметов на уровне основного общего образования.
Программа по физике разработана с целью оказания методической
помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.
Физика является системообразующим для естественно­научных
учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов
и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической
географией, вносит вклад в естественно­научную картину мира,
предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода
познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего
образования состоит в формировании естественно­научной грамотности и
интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение
следующими компетентностями, характеризующими естественно­научную
грамотность:
 научно объяснять явления;
 оценивать и понимать особенности научного исследования;
 интерпретировать
данные
и
использовать
научные
доказательства для получения выводов.
Цели изучения физики на уровне основного общего образования
определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы, утверждённой решением
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3
декабря 2019 г. № ПК­4вн).
Цели изучения физики:

приобретение интереса и стремления обучающихся к научному
изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих
способностей;
 развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
 формирование научного мировоззрения как результата изучения
основ строения материи и фундаментальных законов физики;
 формирование представлений о роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий;
 развитие
представлений
о
возможных
сферах
будущей
профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к
дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного
общего образования обеспечивается решением следующих задач:
 приобретение знаний
о дискретном строении вещества, о
механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых
явлениях;
 приобретение умений описывать и объяснять физические явления с
использованием полученных знаний;
 освоение методов решения простейших расчётных задач с
использованием
физических
моделей,
творческих
и
практико­ориентированных задач;
 развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с
использованием измерительных приборов;
 освоение приёмов работы с информацией физического содержания,
включая информацию о современных достижениях физики, анализ и
критическое оценивание информации;
 знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными
с физикой, и современными технологиями, основанными на
достижениях физической науки.
На изучение практической физики (базовый уровень) на уровне
основного общего образования отводится в 7 классе – 15 часов (1 час в
неделю).


Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных работ и
опытов носит рекомендательный характер, учитель делает выбор проведения
лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей
обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках
основного государственного экзамена по физике.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
7 КЛАСС
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира.
Физика – наука о природе. Явления природы. Физические явления:
механические, тепловые, электрические, магнитные, световые, звуковые.
Физические величины. Измерение физических величин. Физические
приборы. Погрешность измерений. Международная система единиц.
Как физика и другие естественные науки изучают природу.
Естественно­научный метод познания: наблюдение, постановка научного
вопроса, выдвижение гипотез, эксперимент по проверке гипотез, объяснение
наблюдаемого явления. Описание физических явлений с помощью моделей.
Демонстрации.
1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые
явления.
2. Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и
цифровым прибором.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества.
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры. Опыты,
доказывающие дискретное строение вещества.
Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с
температурой. Броуновское движение, диффузия. Взаимодействие частиц
вещества: притяжение и отталкивание.
Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых
(кристаллических) тел. Взаимосвязь между свойствами веществ в разных
агрегатных состояниях и их атомно­молекулярным строением. Особенности
агрегатных состояний воды.
Демонстрации.
1. Наблюдение броуновского движения.
2. Наблюдение диффузии.
3. Наблюдение
явлений,
объясняющихся
притяжением
или
отталкиванием частиц вещества.
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел.
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Средняя скорость при неравномерном движении. Расчёт пути и
времени движения.
Явление инерции. Закон инерции. Взаимодействие тел как причина
изменения скорости движения тел. Масса как мера инертности тела.
Плотность вещества. Связь плотности с количеством молекул в единице
объёма вещества.

Сила как характеристика взаимодействия тел. Сила упругости и закон
Гука. Измерение силы с помощью динамометра. Явление тяготения и сила
тяжести. Сила тяжести на других планетах. Вес тела. Невесомость. Сложение
сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. Сила трения.
Трение скольжения и трение покоя. Трение в природе и технике.
Демонстрации.
1. Наблюдение механического движения тела.
2. Измерение скорости прямолинейного движения.
3. Наблюдение явления инерции.
4. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел.
5. Сравнение масс по взаимодействию тел.
6. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Содержание программы по виду деятельности по физике в 7
классе.
7.
Виды задач и их классификация.
Алгоритмы решения задач.
Классификация задач по содержанию, способу
задания, способу решения.
Общие требования при решении задач.
8. Этапы решения физических задач.
Различные приемы и способы решения физических задач:
9. алгоритмы, аналогии, метод размерностей, графические решения.
Решение задач на основные
законы механики. Решение
задач с помощью законов
сохранения. Решение
качественных и
количественных задач.
Решение комбинированных
задач.
Лабораторные и
10. практические работы.
Экскурсия с целью сбора данных
для составления задач.
Решение конструкторских задач и
задач на проекты. Разбор задач
«высокого» уровня сложности.
Олимпиадные задачи и оценка их
11. решения.
Тесты и методы их решения.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема

Кол
иче
ств
о
часо
в

1

Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач.

1

1

Классификация задач по содержанию, способу задания, способу

1

решения.
3

Общие требования при решении задач. Этапы решения

1

физических задач.
4

Различные приемы и способы решения физических задач:

1

алгоритмы, аналогии, метод размерностей, графические
Решение практических задач.
Решение задач на основные законы «Взаимодействие тел»
5

1

6

Решение задач «Масса. Плотность»

2

7

Решение «Силы»

2

8

Решение качественных задач.

3

9

Решение комбинированных задач.

1

10

Экскурсия с целью сбора данных для составления задач.

1

11

Решение конструкторских задач и задач на проекты.

1

12

Разбор задач «высокого» уровня сложности.

1

Итого часов: 16 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».