РП Занимательное АЗБУКОВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Занимательное азбуковедение»
(предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального
общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения
программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО),
Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее –
ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский
язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые
приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Общая характеристика учебного курса «Занимательное азбуковедение»
Программа учебного курса составлена на основе предметной области
«Русский язык и литературное чтение» для 1 класса. На начале обучения в 1
классе особое значение имеет обучение грамоте и письму. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале
обучения грамоте и письму станут фундаментом обучения на уровне начального
общего образования, а также будут востребованы в дальнейшем при изучении
русского языка.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего
образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты
обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как
языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Поэтому учебный курс «Занимательное азбуковедение», основываясь на
возрастные особенности детей, призван в занимательной форме увлечь детей
предметной областью «Русский язык и литературное чтение».
Обучение грамоте
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Участие в диалоге. Понимание текста при его прослушивании и при
самостоятельном чтении вслух.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Установление
последовательности звуков в слове и определение количества звуков.

Чтение
Слоговое чтение (ориентация на букву, обозначающую гласный звук).
Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью,
соответствующей
индивидуальному
темпу.
Осознанное
чтение
слов,
словосочетаний, предложений. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со
знаками препинания. Выразительное чтение на материале небольших прозаических
текстов и стихотворений.
Орфоэпическое чтение (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме
под диктовку и при списывании.
Цели изучения учебного курса «Занимательное азбуковедение»
Изучение учебного курса «Занимательное азбуковедение» направлено на
достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как
одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка
как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного
языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление
грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской
деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль
чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально
откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Место учебного курса «Занимательное азбуковедение» в учебном плане
Общее число часов, отведённых на изучение учебного курса «Занимательное
азбуковедение» 32ч.
Планируемые результаты освоение программы
Личностные результаты:



осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;




понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.

Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:




определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:



находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:




оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).

Содержание программы
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория
ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.)
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний».
Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.)
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и
рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную
силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на
внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.)
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве
русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование
слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема7. Чудесные превращения слов.(1ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся
слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч)
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».
Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка
«Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.)
Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка
«Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги
«Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание
картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились
писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.)
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита.
Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению
ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.)
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание
головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через
ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры
«Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка
«Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению.
Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование
рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов
и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры.
Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка
«дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его
друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ
учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра
«Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы,
стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.)
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор
родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со
словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра
«Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних
слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка
«Вгостилёт».
Тематическое планирование
№

Темы, разделы, содержание занятий

п/п

Дата
План

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

15.09

2

В страну слов. Первые встречи.

22.09

3

К тайнам волшебных слов.

29.09

4

К тайнам волшебных слов.

06.10

5

Выбор друзей в Стране Слов

13.10

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

20.10

7

Чудесные превращения слов.

27.10

8

В гости к Алфавиту.

10.11

Факт

Причина
корректиров
ки

9

В гости к Алфавиту.

17.11

10

К тайнам звуков и букв.

24.11

11

Встреча с Радугой.

01.12

12

В Страну Говорящих Скал.

08.12

13

В глубь веков на Машине времени.

15.12

14

В Королевстве ошибок.

22.12

15

В Страну Слогов.

29.12

16

Неожиданная остановка в пути.

12.01

17

В удивительном городе Неслове.

19.01

18

Чудеса в Стране Слов.

26.01

19

Чудеса в Стране Слов.

02.02

20

Шарады

09.02

21

Кроссворды

16.02

22

Собери слова

01.03

23

Собери слова

08.03

24

Весёлые стихи

15.03

25

Крылатые слова

22.03

26

Народные мудрости

05.04

27

Грамматическая сказка

12.04

28

Весёлые стихи

19.04

29

Весёлые стихи

26.04

30

Анаграммы

10.05

31

Грамматическая сказка

17.05

32

Олимпиада

24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».