Пояснительная записка Актуальность программы В настоящее время возросло число учеников начальных классов, которые в силу своих индивидуальных психологических особенностей развития (ЗПР), ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не могут освоить Программу по основным предметам. Коррекционно-развивающие занятия особенно актуальны, т. к. дают дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по предметам. В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГСО) появляются новые программы, учебники, новые подходы в обучении. Детям, имеющим особенности в развитии, к сожалению, невозможно соответствовать высоким качественным стандартам. Однако, образовательная среда – необходимое условие для качественного и поступательного развития личности каждого ученика, если учебный процесс и содержание образования соответствует его индивидуальным возможностям. ИКЗ должны помочь детям: у которых недостаточно сформированы знания по пройденному программному материалу; - которые не в состоянии без специальной помощи овладеть счетом, письмом, чтением; - с недостаточным уровнем развития речи; - ученикам, с большим трудом осваивающим процесс чтения, допускающим много ошибок: пропуск и перестановка букв, смешение букв, а иногда и слов; - с ошибками в письменной речи (не соблюдают строку, элементы букв непропорционально увеличены или уменьшены, пропуск букв, замена букв, перестановка слогов и др. В работах много исправлений, помарок, с трудом усваивают правила выделения границ предложения.) - у которых плохо формируются таких операции, как анализ, синтез, неумение выделять существенные признаки и делать обобщения: - с неумением организовать свою деятельность, отсутствием самоконтроля. Организация коррекционных занятий направлена на компенсацию недостатков развития детей, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности, повышение самооценки, работоспособности, активной познавательной деятельности. Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Цель программы: - Создание системы комплексной помощи детям младшего школьного возраста испытывающим трудности в освоении программного материала. Формы проведения коррекционных занятий: - индивидуальные занятия - групповые занятия Рабочая коррекционно-обучающая программа для 1 класса рассчитана на 32 часа. Занятия проводятся раз неделю по 35 минут I полугодие и 40 минут II полугодие с 3-5 минутной релаксацией, физминутками. Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий 1 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема занятия Слог и ударение. Составление предложений Предложение и слово. Слог и ударение Сравнение групп предметов. «На сколько меньше, на сколько больше?» Слияние согласного звука с гласным Гласные звуки . Письмо изученных букв. Развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев. Развитие речи. Текст. Предложение. Развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев. Письмо предложений. Развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев. Письмо слов, предложений под диктовку. Повторение букв и слов. Развитие речи. Текст. Предложение. Числа от 1 до 10 Развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев. Звукобуквенный анализ слов. Запись под диктовку. Составление рассказа по картине Развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев. Письмо слов, предложений Развитие координации кисти руки, мелкой моторики Дата проведения 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 пальцев. Списывание с печатного текста Устный счет. Состав чисел в пределах 10. Гласные и согласные звуки и буквы. Звукобуквенный анализ слов. Отработка навыков чтения слов с изученными буквами. Развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев. Списывание с печатного текста. Развитие речи. Текст. Предложение. Составление рассказа по серии картинок. Составление рассказа по серии картинок. Развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев. Письмо слов, предложений под диктовку. Устный счет. Решение простых задач. Задачи в два действия. Текст. Пересказ текста. Развитие памяти, внимания, пространственной ориентировки, мышления, мелкой моторики. Развитие памяти, внимания, пространственной ориентировки, мышления, мелкой моторики. Развитие памяти, внимания, пространственной ориентировки, мышления, мелкой моторики. Формирование умения учащихся решать задачи, развитие вычислительных навыков. Проверка навыков смыслового чтения. IV. Материально- техническая база: Школьная доска, цветные мелки Магнитная доска, магнитные буквы Использование ИКТ, учебники, сборники упражнений . Таблицы настенные, таблицы раздаточные, Памятки, перфокарты, лента букв, алфавит, Словарь в картинках Таблицы по развитию речи и другие пособия