Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Ритмика и танец» модернизированная для 1-4 классов составлена на основе следующих документов и материалов: • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (редакция от 02.06.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); • Приказ Минобрнауки РФ от 6.10.2009 № 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009г., рег. № 15785) с изменениями от 26.11.2010 № 1241; от 22.09.2011 № 2357; от 31.01.2012 № 69; от 18.12.2012 № 1060; от 29.12.2014 № 1643; от 31.12.2015 № 1576 • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». • Письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2015г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»; • Письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013 № ИР-352/09 Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях. • Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е изд. Москва, «Просвещение», 2010 • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения). • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г.№ 996-р г.) • СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 (с изменениями и дополнениями от 29.06.2011г. № 85; от 25.12.2013г. № 72; от 24.11.2015г. № 81) • Основная общеобразовательная программа начального общего образования • Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся • Программа по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.; • «Ритмика» на базе программно-методических материалов, «Коррекционно- развивающее обучение» - Начальная школа: математика, физическая культура, ритмика, трудовое обучение. Сост. С.Г. Шевченко. – 3е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001- 224 с. 2 Формирование основ здорового образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков самыми распространенными отклонениями здоровья среди школьников сегодня являются нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по программе «Ритмика и танец» в спортивно-оздоровительном направлении создает благоприятные условия для удовлетворения потребности обучающихся в движении; способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования освоенных знаний при самостоятельных занятиях физкультурой. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, формируется установка на ведение здорового образа жизни, умение сохранять и укреплять собственное здоровье, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Актуальность и востребованность программы «Ритмика и танец» на данном этапе модернизации российской системы образования в том, что данная программа не только направлена на приобщение детей к танцевальному искусству, развитие их художественного вкуса, но и помогает формировать основы нравственного поведения, здорового образа жизни и личностного развития, формировать учебные и познавательные мотивы. Занятия ритмикой в общеобразовательных организациях осуществляются в рамках вариативного подхода и предоставляют обучающимся возможность углубленного изучения предметной области «Искусство». Программа составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020г.) Программа разработана с учетом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство», дополняющая предметную область «Физкультура». Цель программы: формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни общее психическое, физическое и элементарное музыкальное развитие личности. развитие творческих способностей детей; приобщение детей к танцевальному искусству. Задачи: 3 Образовательные: развивать интерес к предмету «Ритмика и танец»; сформировать элементарные знания музыкальной грамоты; развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память; развивать координацию движений, их метроритмическую организованность при исполнении танцевальных композиций. организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях) Развивающие: привить основные навыки в умении слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание; развивать фантазию, эмоциональность, импровизационные способности детей, артистичность; развивать самостоятельность, активность, ответственность. Воспитательные: совершенствовать физическое (координация, скорость, гибкость, выносливость) развитие детей и укреплять их здоровье; вырабатывать правильную осанку, научить контролировать и управлять работой мышц всего тела; развивать эмоциональную отзывчивость; воспитывать культуру поведения и общения, умение работать в коллективе; развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни, и навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья. Модифицированная программа «Ритмика и танец», учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся позволяет: • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; • улучшить условия для развития ребенка. Основная форма образовательной работы с детьми: музыкальнотренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми 3 и 4 классов проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию 4 способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях. Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу. Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений. Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному. Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий. Принцип гуманности в воспитательной работе выражает: • безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; • глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; • создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения. Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки и отражают: • формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов; • уважение и принятие ценностей семьи и общества; • формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, мотивации к участию в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций; • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; • любознательность, активность и заинтересованность в познании искусства; 5 • формирование эстетических потребностей, наличие эмоционального отношения к искусству на основе знакомства с мировым и отечественным хореографическим искусством • развитие мотивов танцевальной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) творчества. • умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей, • способность проявлять положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях, умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общества; • наличие основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умений учиться, читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. Регулятивные УУД • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи деятельности, поиска средств их осуществления; • формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; • овладение способностью к творческой реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор эффективных способов достижения результата; Познавательные УУД • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства (находить различия и сходство), понимание их специфики и эстетического многообразия; • готовность к логическим действиям: элементарный анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам танцевального искусства; • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике. Коммуникативные УУД 6 • умение участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей с учителем и сверстниками; • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. • строить позитивные отношения, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе танцевальных, участие в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы); • готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий: • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ, приобретение навыков безопасной работы с информацией для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку). Метапредметные результаты включают освоенный школьниками в процессе изучения данного курса опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и отражают: • формирование представлений о значении ритмики для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное); о ритмике и здоровье как факторах успешной учебы и социализации; • овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, применение танцевальных упражнений, подвижных игр и т.д.); • умение организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; • участие в создании театрализованных и танцевальнопластических композиций, импровизаций, концертов, конкурсов и др.; • участие в проектной деятельности. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. Методы обучения. Для достижения поставленной цели и реализации задач курса используются следующие методы обучения: 7 • объяснительно-иллюстративные (объяснение материала происходит в ходе знакомства с конкретным музыкальным примером, новым теоретическим материалом); Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д. • методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Это методы целостного освоения упражнений: ступенчатый и игровой метод. • метод целостного освоения упражнений и движений характеризуется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения. • ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений. • игровой метод используется при проведении музыкально ритмических игр, импровизации. Игровой метод повышает эффективность в выполнении того или иного задания, усиливает стремление к достижению поставленной цели. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Используя элементы состязательности, учить поощрять и хвалить друг друга, аплодировать успешно выполненному заданию кем-либо из учеников: - учить детей оценивать себя самого, отмечать свои промахи и неточности, а также товарищей по группе, воспитывать самоконтроль и самоанализ. 8 поддерживать чувство успеха, поощрять любую, даже самую мелкую удачу. Такие условия повышают эмоциональность обучения. • концентрический метод усвоения материала; соблюдение последовательности заданий: подражание – самостоятельность – творческая инициатива; • поисково-творческие методы (участие детей в обсуждении, беседах, сочинении движений, импровизация); • сочетание в одном упражнении комплекса заданий по слушанию музыки, теории, игровому моделированию; • методы театрального жанра: работа на зрителя, артистичность, игра заданной роли, актёрская импровизация, выразительная мимика; • конкретизация образов проходимых через задания: нарисовать эскиз декораций (задник сцены) или сделать её макет; • посещение концертов и спектаклей. Программа по ритмике состоит из четырёх разделов: 1. Упражнения на ориентировку в пространстве 2. Ритмико-гимнастические упражнения 3. Игры под музыку 4. Танцевальные упражнения В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности. На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве. Основное содержание второго раздела составляют ритмикогимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки. Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» - 9 (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать). После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха». Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего - с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко. Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.). Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей. Условия реализации Программа рассчитана на 4 года обучения - 1 час в неделю (127 ч.) 1 кл. – 33 ч., 2 кл. – 34 ч., 3 кл. – 30 ч., 4 кл. – 30 ч. Содержание программы 1 класс 1. Упражнения на ориентировку в пространстве Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием 10 носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы. 2. Ритмико-гимнастические упражнения Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой - в сторону; правой руки - вперед, левой - вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки - перед собой; правой ноги - в сторону, левой руки - в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник). 3. Игры под музыку Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание - тяжелым, комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением. 4. Танцевальные упражнения 11 Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек - движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. Танцы и пляски Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то». Стукалка. Украинская народная мелодия. Подружились. Музыка Т. Вилькорейской. Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия. Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия. Основные требования к умениям учащихся 1 класс Личностные результаты Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмикотанцевальным, гимнастическим упражнениям. Наличие эмоционально ценностного отношения к искусству, физическим упражнениям. Развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения, художественнотворческой и танцевальной способности. Метапредметные результаты регулятивные способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; накопление представлений о ритме, синхронном движении. наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности познавательные навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и интерпретация информации с помощью учителя. Учащиеся должны уметь: готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно; под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу; 12 ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии; ритмично выполнять несложные движения руками и ногами; соотносить темп движений с темпом музыкального произведения; выполнять игровые и плясовые движения; выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя; начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки. коммуникативные умение координировать свои усилия с усилиями других; задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных ситуаций. 2 класс 1. Упражнения на ориентировку в пространстве Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место. 2. Ритмико-гимнастические упражнения Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверхвниз с одновременным движением левой руки от себя - к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки. Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук 13 поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол). 3. Игры под музыку Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов И содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. 4. Танцевальные упражнения Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек). Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев. Танцы и пляски Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек». Парная пляска. Чешская народная мелодия. Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова. Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку». Основные требования к умениям учащихся 2 класс Личностные результаты Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения. Метапредметные результаты Регулятивные 14 Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самовыражение ребенка в движении, танце. познавательные Учащиеся должны уметь: понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); сохранять правильную дистанцию в колонне парами; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок». коммуникативные учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение координировать свои усилия с усилиями других. 3 класс 1. Упражнения на ориентировку в пространстве Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг. Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах. 2. Ритмико-гимнастические упражнения Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в 15 стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот. Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус - стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону. 3. Игры под музыку Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные, игры с пением и речевым сопровождением. 4. Танцевальные упражнения Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев. Основные требования к умениям учащихся 3 класс 16 Личностные результаты Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию души, духовной сущности человека. Метапредметные результаты регулятивные проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение действовать по плану и планировать свою деятельность. воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений. познавательные умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги; соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах; самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой; передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.; передавать хлопками ритмический рисунок мелодии; повторять любой ритм, заданный учителем; задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами). коммуникативные учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; участие в музыкально-концертной жизни класса, школы, города и др.; 4 класс 17 1. Упражнения на ориентировку в пространстве Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах. 2. Ритмико-гимнастические упражнения Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки. Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном). Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка). 3. Игры под музыку Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. 18 4. Танцевальные упражнения Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев. Основные требования к умениям учащихся 4 класс. Личностные результаты Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений; способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы. Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку; позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей. Метапредметные результаты регулятивные преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; целеустремлённость и настойчивость в достижении цели познавательные Учащиеся должны уметь: правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка; отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски; различать основные характерные движения некоторых народных танцев. коммуникативные продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий. 19 Календарно-тематическое планирование 1 класс № Дата Название темы Кол-во часов урока 1 Что такое «Ритмика»? Основные понятия. 1 2 Разминка. Поклон. 1 3 Постановка корпуса. Основные правила. 1 Позиции рук. Позиции ног. Основные правила 2 6 Общеразвивающие упражнения 1 7 Ритмико-гимнастические упражнения 1 8 Движения на развитие координации. Бег и 1 4-5 подскоки. Разминка. 1 Движения по линии танца. 2 12 Игры под музыку. Комбинация «Гуси». 1 13 Комбинация «Слоник». 1 14 Индивидуальные задания. 1 15 Ритмико-гимнастические упражнения 1 9 10-11 20 16 17-19 Разминка. 1 Позиции в паре. Основные правила. Танец 3 “Диско”. Элементы танца. 20-21 Упражнения для улучшения гибкости 2 22-23 Комбинация «Ладошки». 2 24-25 Тренировочный танец «Стирка» 2 Ритмико-гимнастические упражнения 1 Разминка. Основные движения танца 4 26 27-30 “Полька”. Разучивание движений. 31 Общеразвивающие упражнения. 1 32 Репетиция танца 1 33 Урок-смотр знаний 1 ИТОГО 33 1. Вводное занятие Учащиеся знакомятся с предметом «Ритмика». Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме одежды для занятий. 2. Основы хореографии 1. Поклон 2. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями: 21 - позиции ног; - позиции рук; - позиции в паре. - точки класса; Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую А.Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве. 4 3 5 Ц 6 7 2Зритель1Зритель8 При изучении элементов бального и народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца». 3. Разминка Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. 22 Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата. Примерные упражнения: - наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения; - вытягивание шеи вперед из стороны в сторону; - подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих); - круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого; - наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево; - повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; - движения рук «волна»; - подъем рук через стороны вверх и опускание вниз; - то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; - подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; - работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты; - пружинка на месте по VI позиции; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; 4. Общеразвивающие упражнения Движения по линии танца и диагональ класса: 23 - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «Цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости - наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; - ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; - сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; - сидя на полу в парах, наклоны вперед; - «бабочка»; - «лягушка»; - полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; - полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; - полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; - «кошечка»; 24 - «рыбка». 5. Ритмические комбинации Отрабатываются разновидности шагов 1. Комбинация «Гуси»: - шаги на месте; - шаги с остановкой на каблук; - шаги по точкам (I, III, V, VII); - приставные шаги. Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка». 2. Комбинация «Слоник»: - шаг приставка, руками «нарисовать» уши; - шаг назад, руки вытянуть вперед вверх; - пружинка на месте, в стороны; - пружинка назад; - колено, локоть; - прыжки. Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление. 3. Комбинация «Ладошки» Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в парах. Можно добавить притопы 25 6. Диско танцы Отрабатываются разновидности шагов. 1.Танец «Стирка» Имитируется процесс стирки белья. - два шага вправо, два шага влево, стираем; - полощем; - выжимаем; - развешиваем; - устали. 2. Танец «Лимбо» - приставные шаги вперед-назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; - приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот. Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7). 7. Урок-смотр знаний Проводится в конце учебного года. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки); 26 - популярные детские песни. Знания и умения - знать позиции рук, ног, точки класса; - знать движения, выученные за год; - знать названия движений и танцев; - знать танцы, выученные за год; - уметь танцевать в заданном темпе. Календарно-тематическое планирование 2 класс № Дата Название темы часов урока 1 Кол-во Вводное занятие. Беседа о технике 1 безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. 2 Разминка. 1 3-4 Общеразвивающие упражнения. 2 5-9 Танец «Полька». 5 10-11 Тренировочный танец “Ладошки”. 2 27 Основные движения, переходы в позиции рук. 12 Разминка. 1 13-14 Движения по линии танца. 2 15-19 Танец «Вару – Вару». 5 20-23 Элементы народной хореографии: 4 ковырялочка, лесенка, елочка. 24 Разминка. 1 25 Общеразвивающие упражнения. 1 26-30 Танец « Диско». 5 31 Разминка. 1 32 Движения по линии танца. 1 33 Индивидуальное творчество «Я – герой 1 любимой сказки». 34 Урок-смотр знаний 1 ИТОГО 34 1. Разминка Закрепляются знания и навыки. 2. Общеразвивающие упражнения - простые бытовые шаги на каждую четверть; - шаги на полупальцах; - шаги с вытянутого носка; 28 - шаги на пятках; - сочетание шагов на пятках и носках; - шаги с высоко поднятыми коленями («цапля»); - подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по VI позиции; - приседания и выпрямление ног по VI, II и I позициям; - перенос веса тела с одной ноги на другую; - упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полувыворотную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп; - упражнения на устойчивость – «цапля». Подъем и опускание согнутой в колене ноги по VI позиции; - сгибание ноги с отведением голени назад (в дальнейшем исполняется с продвижением на легком беге); - шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре); - шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре); - шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раз-два); - шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест перед опорной ногой (раз-два); - три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре); - три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре); - «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз – шагнуть вправо, выпрямляя колени, и – присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя колени); 29 - прыжки по VI позиции в различном темпе и ритме; - прыжки трамплинные по I, II и VI позициям; - прыжки с согнутыми коленями по VI позиции; - бег с высоко поднятыми коленями («лошадки»); - бег с подниманием выпрямленных ног вперед и назад; - мелкий бег на полупальцах; - подскоки на месте с поворотом вправо, влево. Движения по линии танцев: - на носках, каблуках; - шаги с вытянутого носка; - перекаты стопы; - высоко поднимая колени «цапля»; - выпады; - ход лицом и спиной; - бег с подскоками; - галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног; - позиции европейских танцев; - позиции латиноамериканских танцев; - линия танца; - направление движения; - углы поворотов. 30 Упражнения на улучшение гибкости Закрепляются знания и навыки. 3. Диско танцы 1. Танец «Полька» - галоп по линии танца; - подскоки по линии танца; - «Полька» по линии танца; - хлопушки и прыжки. 2. Танец «Диско» - шаг-приставка в сторону (вперед, назад); - пружинка; - «треугольник»; - боковое; - дорожка вперед; - дорожка назад; - приседание по II позиции; - движения рук. 4. Музыкально-ритмическая игра «Я - герой любимой сказки» Выявляются творческие возможности учащихся. 31 Каждый ученик представляет себя сказочным героем, изображая его в танце. Импровизация сказки. 5. Урок-смотр знаний Проводится в конце учебного года РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ - детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки); - популярные детские песни. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Полька», «Варувару». Знания и умения - знать движения, выученные за год; - знать названия движений и танцев; - знать танцы, выученные за год; - уметь координировать движения; - уметь ориентироваться в танцевальном классе; - уметь танцевать в заданном темпе. 32 Календарно-тематическое планирование 3 класс № Дата Название темы часов урока 1 Кол-во Вводное занятие. Беседа о технике 1 безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. 2 Разминка. 1 3-4 Общеразвивающие упражнения. 1 5 Ритмико-гимнастические упражнения 1 Танец «Вару-Вару» 4 Разминка. 1 Упражнения на развитие координации 2 6-10 11 12-14 движений. 15-19 20 21-22 Танец «Сударушка» 4 Разминка 1 Общеразвивающие упражнения. 2 33 23-24 Упражнения на координацию движений. 2 25-29 Танец «Самба». 5 Я – герой сказки. Любимый персонаж 1 30 сказки (имитация под музыку). 31 Разминка. 1 32 Общеразвивающие упражнения. 1 33 Индивидуальное творчество. 1 34 Урок-смотр знаний 1 ИТОГО 30 1. Разминка Закрепляются знания и навыки. 2. Общеразвивающие упражнения Упражнения на развитие координации Координировать – значит согласовывать, устанавливать целесообразные соотношения между действиями. Например: - приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно; - приставные шаги и работа головы, повороты, круг; - перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны. Свободные комбинации. Упражнения на улучшение гибкости 34 Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач. 3. Диско танцы 1. Танец «Вару-Вару» - шаг-приставка по одному, в парах; - прыжки по одному, в парах; - хлопушки по одному, в парах; - шаг-поворот по одному, в парах; - полностью танец по одному, в парах. 2. Танец «Сударушка» - шаг по л. т. по одному, движения рук; - выход в парах; - приглашение к танцу; - «расходимся – сходимся». 4.Бальные танцы (латиноамериканская программа) 1. Танец «Самба» - основное движение по одному, в парах; - самба-ход на месте по одному, в парах; - бота-фого по одному, в парах; - виск по одному, в парах; - виск с поворотом; 35 - самба-ход; - самба-ход в променадной позиции; - поворот под рукой; - Вольта 5. Индивидуальное творчество Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление. 6. Урок-смотр знаний Проводится в конце учебного года Рекомендации по подбору музыкальных произведений Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Рилио», «Сударушка», «Самба», «Ча-ча-ча». Знания и умения - знать движения, выученные за год; - знать названия движений и танцев; - знать танцы, выученные за год; - знать танцевальные схемы; - уметь координировать движения; - уметь ориентироваться в танцевальном классе; - уметь танцевать в заданном темпе 36 Календарно-тематическое планирование 4 класс № Дата Название темы часов урока 1 Кол-во Вводное занятие. Беседа о технике 1 безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев. Разминка. 1 3-4 Общеразвивающие упражнения. 1 5-9 Танец «Джайв». 4 10-11 Разминка. 2 12-13 Движения по линии танца, перестроение, 2 2 диагональ класса. 14-17 Танец «Джайв» 4 18 Общеразвивающие упражнения. 1 19-20 Разминка. 1 21 Упражнения на развитие координации. 1 22-26 Танец «Фигурный вальс» 4 37 27 Разминка. 1 28 Упражнения на улучшение гибкости. 1 29-33 Танец «Фигурный вальс» 5 34 Урок-смотр знаний 1 ИТОГО 30 1. Разминка Закрепляются знания и навыки. 2. Общеразвивающие упражнения - движение по линии танцев, перестроение, диагональ класса; - упражнения на развитие координации; - Упражнения на улучшение гибкости. Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым усложнением задач. 3. Бальные танцы (латиноамериканская программа) 1.Танец «Джайв» - основной шаг по одному, в парах; - раскрытие и закрытие по одному, в парах; - американ спин; - хлыст по одному, в парах; - смена мест справа налево по одному, в парах; - смена мест слева направо по одному, в парах; 38 - стоп энд гоу по одному, в парах. 4.Фигурный вальс - балансе; - вальс правый поворот; - вальс левый поворот; - окошечко; - раскрытие; - повороты; - вальсовая дорожка; - переходы из позиции в позицию; - поклон. 5. Урок-смотр знаний Проводится в конце учебного года. Рекомендации по подбору музыкальных произведений Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Джайв», «Вальс»: - фигурный вальс; - медленный вальс; - венский вальс; - классический вальс. Знания и умения 39 - знать движения, выученные за год; - знать названия движений и танцев; - знать танцы, выученные за год; - знать танцевальные схемы; - уметь танцевать в заданном темпе. Средства, необходимые для реализации программы Материальные средства: - учебный кабинет, актовый зал; - магнитофон; - компьютер, оснащенный звуковыми колонками; - фонотека; диски DVD, диски DVD– караоке - детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки); - наглядные демонстрационные пособия; - коврики для выполнения упражнений; - мячи, гимнастические палки, спортивные ленты. 40 Литература 1. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981. 2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979. 3. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984. 4. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980. 5. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор, 1984. 6. Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984. 7. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980. 8. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971. 9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975. 10. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971. 11. Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969. 41 12. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981. 13. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979. 14. Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.: Музыка, 1984. 15. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор, 1989. 16. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор, 1991. 42