ПРИНЯТА Педагогический советом МБОУ СОШ №46 Протокол №___________ от «____» ____________ 2016г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №46 ________ С.Н. Молоткурова Приказ № ________________ от «____» ___________ 2016г. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» пос.Озёрный Режевского района на период с 2016 года по 2021год (Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312) п. Озёрный 2 2016г. Содержание 1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………3 1.2. Цели и задачи ……………………………………………………………..….7 1.3. Требования к уровню подготовки……………………………………..…….8 1.4. Система оценки знаний …………………………………………………….10 2.Содержательный раздел 2.1. Обязательный минимум содержания……………………………………..14 2.2. Содержание образования ………………………………………………….15 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план ………………………………………………………………17 3.2. Календарный учебный график ……………………………………….……17 3.3. Условия реализации программы………………………………………...…18 3.3.1. Кадровое обеспечение………………………………………………….…18 3.3.2. Материально-техническое обеспечение ……………………………...…18 3 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Основная образовательная программа среднего общего образования реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 30 (далее – ООП СОО МБОУ СОШ № 46 разработана на период с 2016 по 2021 год. ООП СОО составлена на основе нормативно-правовых документов: ─ Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ─ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (редакция от 19.10.2009, с изменениями от 10.11.2011) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; ─ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.04. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; ─ Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» Данная ООП СОО является преемственной по отношению к программе основной школы и учитывает современные тенденции развития системы образования. ООП СОО предназначена всем заинтересованным сторонам и направлена на удовлетворение потребностей в качественном образовании на основе совместного согласования позиций по решению актуальных образовательных проблем: ─ родителям для информирования о целях, содержании, организации, предполагаемых результатах деятельности школы по достижению каждым обучающимся образовательных результатов, определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности; 4 ─ обучающимся; ─ педагогам для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; ─ администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения обучающимися образовательной программы, принятия управленческих решений, регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса; ─ учредителю и органам управления для повышения объективности оценивания образовательных результатов в целом, принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности. ООП СОО является документом, обязательным для исполнения, как со стороны школы, так и со стороны потребителей образовательных услуг. Методологической базой ООП СОО являются следующие принципы: ─ принцип гуманности – основополагающий, так как предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете человекообразующих функций, основное в педагогическом процессе – развитие обучающегося; ─ принцип природосообразности позволяет создать максимально благоприятные условия для выявления природных способностей каждого ребенка, направлен на всестороннее развитие школьников; ─ принцип развивающего обучения предполагает применение методов творческой деятельности и использование новейших педагогических технологий; ─ принцип целостности образования - единство процессов развития, обучения и воспитания обучающихся; ─ принцип дифференциации обучения предполагает формирование классов с учетом индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся; ─ принцип саморазвития определяет уровень самодостаточности системы образования, поиск внутренних источников роста, способность адаптироваться к изменениям в обществе. Личностно - ориентированное обучение в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей своё место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися 5 ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью. ООП СОО сформирована с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 15 — 17 лет. Юность – период жизни от отрочества до взрослости. По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего – это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а лот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру – к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения – реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение. В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами. Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы. В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания. Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к 6 выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей. В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессии лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей и т.д. Этот опыт обычно абстрактен. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности — уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности. Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. В развитии эмоциональной сферы старшеклассник заметно отличается от подростка. К 15 годам нервная система становится более уравновешенной. Самооценка десятиклассников относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, адекватна. В это время преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности. В XI, выпускном классе, ситуация становится более напряженной. Часть старшеклассников сохраняет «оптимистичную» самооценку. У некоторых, напротив, преобладает неуверенность в себе. Их самооценка низка и конфликтна (в основном в эту 7 группу попадают девочки). В связи с изменениями в самооценке, в XI классе повышается тревожность. Но, несмотря на разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Самоуважение старшеклассников в целом выше подросткового, интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль своего поведения, проявления эмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Таким образом, старшеклассник действительно прощается с детством, со старой и привычной жизнью. Он оказывается на пороге истинной взрослости, он весь устремлен в будущее, которое притягивает и одновременно тревожит его. 1.2. Цели и задачи Основные цели реализации программы: ─ формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе; ─ дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями; ─ обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Ведущими задачами реализации ООП СОО являются: ─ создание условий для повышения качества образовательной деятельности, обеспечение его стабильности и результативности; ─ обновление содержания образования через поиск новых форм наполнения содержания БУП, повышение доступности и эффективности образовательной деятельности; ─ введение в образовательную деятельность новых образовательных и информационных технологий, создание в школе единой образовательной среды; ─ развитие воспитательного потенциала образовательной деятельности; ─ создание условий для самореализации учащихся через проектную, исследовательскую и другие виды деятельности. 8 1.3.Требования к результатам подготовки Среднее общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования настоящего стандарта к уровню подготовки выпускников являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации: Общие учебные умения, навыки и способы деятельности В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников. Познавательная деятельность Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов. Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, 9 использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать. Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Рефлексивная деятельность Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат. 10 Оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований. Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Учащиеся, завершившие среднее общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение на ступенях начального, среднего и высшего профессионального образования. 1.4. Система оценки знаний Отметка - это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах. Оценке подлежат как объём, системность знаний, так и уровень развития интеллекта, навыков, умений, компетенций, характеризующие учебные достижения обучающегося в учебной деятельности. Основная цель системы оценивания – это повышение качества образования посредством установления единых требований к выставлению отметок и оценок учебных достижений. Система оценки знаний позволяет: ─ Установить фактический уровень знаний, умений, навыков по предметам базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта. ─ Осуществлять контроль за выполнением учебных программ. ─ Формировать мотивацию, самооценку и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории обучающегося. ─ Повышение уровня объективности, гласности в оценивании педагогом учебных достижений учащегося. Основные принципы системы оценивания: ─ Справедливость и объективность - это единые критерии оценивания ЗУНов учащихся, известные ученикам заранее; ─ Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 11 ─ Гласность и прозрачность - это доступность и понятность информации об учебных достижениях учащихся, возможность любого заинтересованного лица проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы; ─ Своевременность – оценка выставляется в течение 3дней после проведения контроля. В МБОУ СОШ № 46 принята шкала отметок: «5» - отлично; «4» хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры). Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ). Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). Отметку "2" - получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины. Оценивание факультативных (элективных) курсов не производится. В МБОУ СОШ № 46 используются следующие формы контроля: вводный, текущий контроль, промежуточная аттестация и итоговая аттестация. Вводный контроль - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) по русскому языку, математике. Данная форма контроля проводится в сентябре-октябре. Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета, с присутствием ассистента. Текущий контроль - это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в 12 процессе её изучения обучающимся по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета. Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения. Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета или комиссией. Итоговая аттестация - это оценка знаний выпускников по данному предмету (дисциплине) по завершении каждого уровня образования основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования - для определения соответствия их знаний государственным образовательным стандартам государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием по результатам проверки (проверок). Проводится на основании соответствующих государственных нормативных документов. Текущий контроль. Текущему контролю подлежат обучающиеся всех классов школы. Форму текущего контроля определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущего контроля представлена в рабочих программах по предмету. Контрольные работы отражаются в графике контрольных работ на каждую четверть, полугодие. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к следующему уроку, за исключением отметки за творческие работы по русскому языку и литературе - не позже, чем через неделю после их проведения. Отметка обучающихся за полугодие выставляется на основе результатов письменных работ и устных ответов обучающихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков. Полугодовые, годовые отметки выставляются в журнал за два дня до начала каникул или начала экзаменов в классах. Классные руководители обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) итоги полугодия, года и решение педагогического совета школы о переводе обучающегося (результаты заносятся в дневник, «Дневник.ру»), а в случае неудовлетворительных результатов учебного года - в письменном виде под роспись родителей с указанием даты ознакомления. 13 Промежуточная аттестация учащихся. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58), Положением о проведении промежуточной аттестации МБОУ СОШ № 46 и иными нормативными актами. Итоговая аттестация. В соответствии со статьей 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы среднего общего образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Законом и иными нормативными актами. Целью ГИА является установление уровня образовательных достижений выпускников. ГИА включает в себя два обязательных экзамена (по русскому языку и математике). Экзамены по другим учебным предметам обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий в стандартизированной форме и в форме устных и письменных экзаменов с использованием тем, билетов и иных форм по решению образовательной организации (государственный выпускной экзамен – ГВЭ). 14 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ В соответствии с Государственным образовательным стандартом содержание общего образования в МБОУ СОШ № 46 включает три компонента: ─ федеральный компонент; ─ региональный компонент ─ компонент образовательного учреждения. 2.1.Обязательный минимум содержания общего образования Обязательный минимум содержания образовательных программ (далее – обязательный минимум) – обобщенное содержание образования, которое школа обязана предоставить учащимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности. Обязательный минимум обеспечивает преемственность при получении общего образования и учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих уровнях образования. Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках уровней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы. Обязательный минимум представлен в двух форматах: ─ содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников; ─ содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. 15 Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала и дает возможность разноуровневого обучения. 2.2.Содержание образования Среднее общее образование – третья, завершающая ступень общего образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации среднее общее образование является общедоступным. Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако, они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач. Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации. Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности. Исходя из кадровых возможностей школы и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) школа реализует базовый уровень обучения. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования установлен по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, География, Биология, Физика, Химия, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура. образовательная пСреднее общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации. Структура Рабочих программ учебных предметов, курсов утверждена локальным нормативным актом школы и включает следующие разделы: - Титульный лист. - Пояснительная записка (статус документа, цели, сроки реализации). - Общая характеристика учебного курса, предмета - Описание места предмета в УП. 16 -Требования к уровню подготовки обучающихся (выпускников). -Содержание с указанием основных видов образовательной деятельности обучающихся -Календарно – тематическое планирование (поурочное). -Критерии оценивания и краткое описание системы оценки достижений обучающихся. -Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности. Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны. Содержание рабочей программы по учебному предмету, в обязательном порядке включает федеральный компонент государственного стандарта общего образования. При разработке рабочих программ, на основе федерального компонента допускается: ─ расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования; ─ конкретизация и детализация дидактических единиц; ─ определение логически связанного и педагогически обоснованного порядка изучения материала. При изучении учебных предметов используются только УМК, включенные в Федеральный перечень учебников на данный учебный год. УМК, используемые при изучении элективных курсов и предметов не подлежат сертификации. С целью ознакомления учащихся, их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных программ, превышающих требования федерального компонента государственного стандарта общего образования, аннотации к программам по предметам размещаются на сайте школы. 17 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебный план среднего общего образования Пояснительная записка Нормативно – правовая основа учебного плана Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46», реализующего государственные образовательные стандарты основного общего образования с русским языком обучения на основании Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312), определяет перечень учебных предметов, объем учебного времени, отводимого на их изучение, а также особенности организации учебного процесса в 2016 – 2017 учебном году. Учебный план разработан на основании и в соответствии со следующими документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями 2016г.); - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015; - Законом Свердловской области от 15 июля 2013 №78 – ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (принят Законодательным собранием Свердловской области 9 июля 2013г.), в редакции от 26.04.2016г.; -Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312); -Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г №1089 («Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); - Письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную 18 аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями на 26.01.16 г.); - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (в редакции от 24.11.2015г.); -Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений»; -Приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011г. №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»; -Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г.№69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г №1089»; - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 октября 2010 г. № ИК-1494/19 «Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ»; -Приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2010. №388 – И «О введении третьего урока физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений Свердловской области»; -Приказом Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312»; -Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» (Утвержден приказом заместителя начальника Управления образования Администрации Режевского городского округа от 20 июля 2016 года); - Основной образовательной программой основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46», утвержденной приказом директора № 95/01-03 от 28.08.15г. (новая редакция); - Основной образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя 19 общеобразовательная школа №46», утвержденной приказом директора № 68/01 -03 от 31.08.2016г. Программно-целевое основание учебного плана Основные подходы к формированию учебного плана связаны с приоритетными направлениями деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46», представленными по уровням образования и в основных образовательных программах: - обеспечение прав обучающихся на получение качественного образования, установленного Государственными образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования базового уровня, а также программ, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по отдельным учебным предметам; - непрерывность основного общего и среднего общего образования; индивидуально-ориентированный подход к обучающимся в образовательной деятельности (через систему занятий по выбору: факультативных и элективных курсов, индивидуально– групповых занятий, индивидуальных консультаций, спецкурсов и практикумов); -расширение возможности социализации и профильной ориентации личности обучающегося, конкурентоспособности выпускника; - сохранение и укрепление здоровья обучающихся: обеспечение оптимальной нагрузки, организация образовательной деятельности в соответствии со здоровьесберегающими критериями и нормами: продолжительность обучения (в учебных часах) для каждого уровня образования; недельная нагрузка обучающихся в рамках 5 - дневной учебной недели; - внедрение современных инновационных технологий обучения, обеспечивающих фундаментальное, функционально гибкое образование на основе подлинной защиты прав всех субъектов образовательной деятельности; - обеспечение условий для общего развития обучающегося как субъекта образовательного процесса (самоопределение, самоутверждение, самореализация и самовыражение в образовательной деятельности); - предоставление педагогическим работникам права выбора современных технологий и методик обучения при условии обеспечения принципа преемственности по уровням образования, с соблюдением прав обучающегося и его родителей (законных представителей); - организация взаимодействия с внешней средой (высшими и средними специальными учебными заведениями и учреждениями дополнительного образования); - развитие системы поддержки талантливых обучающихся; - совершенствование учительского корпуса (поддержка инноваций отдельных педагогов и творческих групп). 20 Цель и задачи учебного плана Цель: создать условия для реализации прав обучающихся на качественное образование. Задачи: - выполнение государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования; предоставление обучающимся возможности получения основ краеведческих, экологических, политических знаний через региональный (национально-региональный) компонент учебного плана; - расширение кругозора и эрудиции обучающихся через свободный выбор элективных курсов (предметов по выбору); - формирование информационной культуры обучающихся. Реализуя учебный план, образовательное учреждение обеспечивает право обучающихся на выбор учебного предмета углубленного изучения на всех уровнях образования. Таким образом, учебный план реализует основные задачи концепции модернизации российского образования - повышение доступности, качества и эффективности. Главным условием решения этих целей и задач является выполнение государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования. При формировании учебного плана учтены решения Педагогического совета, методических объединений учителей, результаты социологических исследований обучающихся, родителей (законных представителей). Структура учебного плана. Государственный стандарт общего образования включает три компонента. Это означает, что основными компонентами учебного плана являются: Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта, устанавливается Российской Федерацией и обеспечивает единство образовательного пространства в стране, является инвариантной частью содержания общего среднего образования, объединяющей учебные предметы общекультурного и общенационального значения; Региональный (национально-региональный) компонент – устанавливается субъектом РФ и отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение родного языка, а также природных, экономических социокультурных особенностей региона; Компонент образовательного учреждения (МБОУ СОШ №46) – устанавливается самостоятельно и позволяет более полно учесть местные условия, возможности образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования. Часы компонента образовательного учреждения используются на введение элективных курсов или модулей, факультативов, проведение индивидуально–групповых занятий, индивидуальных консультаций. Среднее общее образование 21 Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Среднее общее образование обеспечивает функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействует их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции личностного развития обучающихся предопределяют направленность на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Среднее общее образование реализуется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №46» на базовом уровне. Особенностью учебного плана среднего образования 2016 – 2017 учебного года является освоение его только учащимися 10-го класса. Базовые учебные предметы федерального компонента направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся, что позволяет обеспечить право обучающимся получить государственный образовательный стандарт в объёме, зафиксированном нормативно-правовыми документами. Федеральный компонент базисного учебного плана предполагает функционально полный, но минимальный их набор. Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами (инвариантная часть) являются: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история, обществознание (включая экономику и право), естествознание, физическая культура, ОБЖ. Все перечисленные предметы (кроме Естествознания) без сокращения введены в учебный план образовательного учреждения. Учебный предмет «Математика» интегрирует в себе материал разделов «Алгебра» и «Геометрия». В учебном плане, расписании учебных занятий, классном журнале «Математика» представлена как самостоятельный предмет. Учебные предметы «Химия», «Физика», «Биология» изучаются как самостоятельные предметы без интеграции в предмет «Естествознание». Учебный предмет «Обществознание» включает в себя модуль «Обществознание», модули «Экономика» и «Право» изучаются как самостоятельные предметы. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования изучается за счет инвариантной части. 22 Вариативная часть учебного плана образовательного учреждения представлена региональным (национально–региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения. Учебные предметы по выбору на базовом уровне в учебном плане муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» на 2016-2017 учебный год соответствуют рекомендациям базисного учебного плана (в редакции от 3 июня 2011г.). Учебный предмет «Искусство» реализуется через «Мировую художественную культуру» (1 час в неделю). Осознание взаимосвязи мифологии, религии, морали, философии, науки является частью содержания стандарта. Под воздействием этого происходят качественные изменения личности учащихся: развитие их художественных способностей; повышение интереса к искусству, эмоционального отношения к произведениям искусства; понимание нравственной сущности искусства, его возможностей во взаимопонимании и общении людей разных национальностей и разных исторических эпох. Учебный предмет «Технология» также реализуется на базовом уровне федерального стандарта. Содержание рабочей программы по данному предмету включает основные разделы, предложенные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: «Производство, труд и технология», «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг», «Профессиональное определение и карьера». Учебный план среднего образования дополнен учебными курсами практической направленности и элективными учебными предметами, позволяющими углубить знания по предмету, развить интересы, способности и склонности обучающихся, их профессиональное самоопределение. Для усиления практической направленности предмета за счет НРК в учебный план введены учебные курсы «Математика в экономике» и «Прикладная биология». Развитию содержания базовых предметов способствуют элективные предметы из компонента образовательного учреждения: «Мир мультимедиатехнологий», «Решение нестандартных задач по физике», «Отдельные вопросы органической химии» и «Сочинение: законы и секреты». Элективные учебные предметы полностью удовлетворяют познавательные интересы обучающихся и запросы родителей (законных представителей). При проведении уроков физической культуры на уровне среднего общего образования усилена оздоровительная направленность занятий. При проведении учебных занятий по иностранному языку, технологии, а также по информатике и ИКТ, физике, биологии, химии (во время проведения практических занятий) деление классов на две группы не осуществляется. Региональный (национально-региональный) компонент реализуется также через введение тем региональной направленности в содержание рабочих программ педагогов по следующим предметам «История», 23 «География», «Технология», «Биология», «Мировая художественная культура», «Литература», «Обществознание». Региональный (национальнорегиональный) компонент во многом реализуется и через преподавание прикладных дисциплин, в практическую часть которых включено содержание, отражающее развитие и проблемы уральского региона. Виды и формы контроля. Промежуточная аттестация В образовательном учреждении при реализации основных общеобразовательных программ осуществляется текущий контроль успеваемости обучающихся и проводится их промежуточная аттестация на основании Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации подлежат обучающиеся всех классов. Форму текущего контроля успеваемости и порядок его проведения определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала и используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущего контроля успеваемости сообщается учителем администрации школы одновременно с представлением рабочей программы по предмету заместителю директора по учебно - воспитательной работе. Текущий контроль успеваемости обучающихся может проводиться как письменно, так и устно по всем предметам учебного плана по 5-ти бальной шкале (кроме учебного курса «Основы духовно - нравственной культуры народов России», реализуемого в рамках внеурочной деятельности и индивидуальных групповых занятий: по данной дисциплине предусмотрен качественный контроль успеваемости без фиксации достижений обучающихся в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале). Формами проведения письменного текущего контроля успеваемости являются: • диктант; • контрольная работа; • сочинение или изложение с творческим заданием; • самостоятельная работа; • лабораторная работа; • практическая работа; • тестирование; • комплексная работа. К устным видам текущего контроля успеваемости относятся: • выразительное чтение наизусть; • собеседование или устный ответ по теме; • сдача нормативов по физической культуре. Формы письменного и устного контроля дополняются новыми формами контроля результатов такими, как: 24 - целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам); - самооценка ученика по принятым формам; - результаты учебных проектов. Формы промежуточной аттестации: -контрольный тест; -контрольный диктант с грамматическим заданием; -комплексная контрольная работа; -сжатое изложение; -дифференцированный зачет су четом нормативов (физическая культура); -проект. Для проведения письменных диагностических, тематических работ, текущего и промежуточного контроля могут использоваться контрольно измерительные материалы издательств, внесенных в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждений (приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009г. №729 (редакция от 16.01.2012г.). Контрольно – измерительные материалы также могут быть составлены учителями предметниками в соответствии с требованиями ФК ГОС и утверждены приказом директора образовательного учреждения. Контрольно – измерительные материалы могут быть использованы для входного (на начало учебного года), тематического, текущего и промежуточного (за четверть, полугодие, год) контроля. Промежуточная аттестация проводится по итогам четверти, полугодия и года в форме выведения четвертных, полугодовых и годовых отметок на основе текущих отметок и отметок за диагностические, тематические и контрольные работы. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом, Уставом школы, Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Текущая аттестация обучающихся при изучении в 10-11 классах элективных учебных предметов осуществляется в течение года путем фиксации достижений в журнале в виде отметок по 5 - бальной системе. По окончании изучения программы элективных учебных предметов выставляются годовая и итоговая отметки успеваемости по 5-ти бальной системе на основании полугодовых отметок. Если обучающийся имеет неудовлетворительную отметку за полугодие или пропустил более 20% учебного времени, то он обязан сдать не менее трех зачетов в форме собеседования, реферата, творческой работы (по 25 выбору обучающегося). В этом случае годовая и итоговая отметки успеваемости за элективный учебный предмет выставляются на основании отметок за зачетные работы. Текущий контроль и промежуточная аттестация обучающихся по элективным курсам и элективным учебным предметам проводится на основании Положения о системе оценивания элективных курсов и элективных учебных предметов. Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью получения объективной оценки усвоения обучающимися образовательных программ каждого года обучения в общеобразовательной организации. Промежуточная аттестация проводится по всем предметам Федерального компонента Учебного плана в конце учебного года. В рамках осуществления внутришкольного контроля предусмотрено проведение административных контрольных работ. Примерный учебный план среднего общего образования по ФК ГОС для универсального обучения (непрофильное образование) ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ Учебные предметы Количество годовых/недельных часов 10 класс 11 класс Всего Федеральный компонент Обязательные учебные предметы на базовом уровне Русский язык 35 (1) 35 (1) 70(2) Литература 105(3) 105(3) 210(6) Иностранный язык 105(3) 105(3) 210(6) Математика 140(4) 140(4) 280(8) История 70(2) 70(2) 140(4) Обществознание 70(2) 70(2) 140(4) Физическая культура 105(3) 105(3) 210(6) ОБЖ 35(1) 35(1) 70(2) Итого: 665(19) 665(19) 1330 (38) Учебные предметы по выбору на базовом уровне Экономика 17/0 (1/0) 17/0 (1/0) 34 (1) Право 0/18(0/1) 0/18(0/1) 36(1) География 35(1) 35(1) 70(2) Физика 70(2) 70(2) 140(4) Химия 35(1) 35(1) 70(2) Биология 35(1) 35(1) 70(2) Информатика и ИКТ 35(1) 35(1) 70(2) Искусство (МХК) 35(1) 35(1) 70(2) Технология 35(1) 35(1) 70(2) Итого: 315(9) 315(9) 630 (18) Региональный (национально – региональный) компонент 26 Итого: 70(2) 70(2) Компонент образовательного учреждения Итого: 140 (4) 140(4) ВСЕГО: Решение нестандартных задач по физике Итого: Предельно допустимая аудиторная нагрузка при 5дневной учебной неделе Отдельные вопросы органической химии Решение нестандартных задач по физике Итого: ВСЕГО: 1190(34) 1 1190(34) 4 34 140(4) 280(8) 2380(68) 1 4 34 35 35 35 35 140 1190 140 1190 3.2. Календарный учебный график Пояснительная записка Календарный учебный график МБОУ СОШ № 46 является документом, регламентирующим организацию образовательного процесса. Нормативную базу годового календарного учебного графика составляют: – Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004); – Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов); – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576); – Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577); – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (с изменениями, внесёнными приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578); 27 – Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в ред. от 24.11.2015) об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»; – Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; – Устав МБОУ СОШ № 46. 1. Продолжительность учебного года начало учебного года – 01.09.2016 г. продолжительность учебного года 1 класс – 33 недели (165 учебных дня) 2-4-е классы – 34 недели (170 учебных дня) 5-8, 10 классы – 34 недели (170 учебных дня) 9 класс – 33 недели ( без учета государственной итоговой аттестации) окончание учебного года 1-е классы – 26 мая 2017 года 2-4-е классы – 31 мая 2017 года 5, 6, 7, 8, 10 классы – 31 мая 2017 года 9 класс – 26 мая 2017 год Количество класс-комплектов 1 класс - 1 5 класс - 1 2 класс - 1 6 класс -1 3 класс – 1 7 класс - 1 4 класс-1 8 класс - 1 9 класс - 1 3. Регламент учебного процесса на неделю 1 -10 класс – пятидневная учебная неделя 2. 10 класс - 1 4. Регламентирование учебного процесса на день 1 класс - используется "ступенчатый" режим обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый); 2-10 классы – продолжительность урока – 40 минут 5. Сменность обучения 1 смена – 1- 10 классы 6. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения общеобразовательной программы: – на уровне начального общего и основного общего образования – за четверти; – на уровне среднего общего образования – за полугодия. 7. Проведение текущей и промежуточной аттестации в переводных классах Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. 28 Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся регламентируются Положением о формах и периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся в МБОУ СОШ №46, утверждённым приказом директора школы №51/01-02 от 10.02.2016 г. Промежуточная аттестация по итогам учебного года в переводных классах (5- 8-х, 10-х) проводится без прекращения общеобразовательного процесса с 15. 05.2017 по 23.05.2017. Учащиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс. Учащиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 8. Общий режим работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №46» МБОУ СОШ № 46 открыта для доступа в течение 6 дней в неделю с понедельника по субботу, выходным днем является воскресенье. В праздничные дни (установленные законодательством РФ) МБОУ СОШ № 46 не работает. В каникулярные дни общий режим работы школы регламентируется приказом директора по школе, в котором устанавливается особый график работы. Всего: учебное время – 33 учебных недели. 3.3. Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования 3.3.1.Кадровое обеспечение Особенность кадров МБОУ СОШ № 46 определяется высоким уровнем профессионализма педагогов, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Все педагогические работники систематически проходят курсы повышения квалификации и владеют современными образовательными технологиями. В МБОУ СОШ № 46 осуществляют деятельность 26 педагогических работников: 19 основных педагогов; 6 педагогов - совместителей. Из 19 педагогов (основных работников): Высшую квалификационную категорию имеют – 2 человека (11%); I квалификационную категорию имеют – 9 человек (47%); Соответствие занимаемой должности – 5 человек (26%) Не имеют квалификационной категории – 2 (16%) (работают в ОУ менее 2-х лет); Из 6 педагогов-совместителей: Высшую квалификационную категорию имеют – 3 человека (33%); I квалификационную категорию имеют – 3 человека (50%); Соответствие занимаемой должности – 1человек (17%). 29 3.3.2.Материально-технические условия реализации основной образовательной программы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46» имеет двухэтажное здание общей площадью 3.281,8 м2, общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность – 1.187,1 м2, Учебная площадь на одного обучающегося – 11 м2. Предельная численность контингента – 220 чел. Образовательное учреждение имеет 4 кабинета начальной школы и 9 учебных кабинетов средней школы, актовый и спортивный зал. Все кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами учебно-вспомогательными материалами и соответствуют требованиям для реализации ФК ГОС. Кабинеты укомплектованы мебелью в соответствии с нормами и ростовыми группами. Уровень освещенности, влажности и температурный режим в учебных кабинетах соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях». В школе имеется библиотека с абонентской и читательской зоной. Библиотечный фонд насчитывает 5360 экземпляров книг, в том числе учебники – 2.196 экземпляров, художественной литературы – 3.164 экземпляра. Библиотека является информационным центром образовательного учреждения для всех участников образовательного процесса. Обеспеченность учебниками по реализуемым учебнометодическим комплектам – 100%. В здании школы функционируют системы теплоснабжения, водоснабжения, канализации. Столовая школы оборудована всем технологическим оборудованием, обеденный зал на 80 посадочных мест. Горячие обеды получают 100% обучающихся. Медицинское обслуживание производится медицинским работником ОВП п.Озёрный (по договору с ГАУЗ СО «Режевская ЦРБ»). Составлен типовой паспорт антитеррористической и противодиверсионной защищенности МБОУ СОШ № 46. Школа оборудована действующей пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения людей при пожаре. Режим охраны и допусков: в течение дня пропускной режим осуществляет сотрудник из числа МОП, дежурный администратор, дежурный учитель, ночью – сторожем. Здание оборудовано «тревожной кнопкой» (договор с ФГУП «Охрана», с 2016 г.). В 1-10 классах осуществляется подвоз 34 обучающихся из п Костоусово. Подвоз осуществляется на автобусе ПАЗ 32/053 -70, 30 находящемся в оперативном управлении МБОУ СОШ № 46. Автобус соответствует требованиям ГОСТ-Р51160-98 Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы № п/п Требования ФГОС, нормативных и локальных актов Необходимо/ имеются в наличии 1 Учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников необходимы/имеются в наличии 2 Лекционные аудитории имеются в наличии 3 Помещения для занятий учебноисследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством имеются в наличии 4 Необходимые для реализации учебной и внеурочной деятельности лаборатории и мастерские имеются в наличии 5 Помещения (кабинеты) для занятий музыкой, хореографией и изобразительным искусством имеются в наличии 6 Лингафонный кабинет необходимы 7 Информационно-библиотечный центр с рабочими зонами, оборудованными читальным залом и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой имеется в наличии библиотека, читальный зал 8 Актовый зал имеется в наличии 9 Спортивный зал, оснащённый игровым, спортивным оборудованием и инвентарём, спортивная площадка имеются в наличии 10 Помещения для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающие возможность организации качественного горячего питания имеется в наличии 12 Помещение для медицинского персонала имеется в наличии 13 Административные и иные помещения, Необходимы для 31 оснащённые необходимым оборудованием, в том числе для организации учебной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья организации учебной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья 14 Гардероб, санузлы, места личной гигиены имеются в наличии 15 Участок (территория) с необходимым набором оснащённых зон имеется в наличии Компоненты оснащения 1. Компоненты оснащения учебного (предметного) кабинета при получении среднего общего образования Необходимое оборудование и оснащение 1.1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты. Необходимо/ имеется в наличии имеются в наличии 1.2. Учебно-методические материалы: 1.2.1. УМК по предмету русский язык и литература; имеется в наличии немецкий язык; имеется в наличии математика; имеется в наличии информатика и ИКТ; имеется в наличии история и обществознание (включая экономику и право); география; имеется в наличии биология; имеется в наличии физика; имеется в наличии химия; имеется в наличии технология; имеется в наличии имеется в наличии 32 физическая культура; имеется в наличии МХК; имеется в наличии ОБЖ. имеется в наличии 1.2.2. Дидактические и раздаточные материалы по предмету: русский язык и литература; имеется в наличии немецкий язык; имеется в наличии математика; имеется в наличии информатика и ИКТ; имеется в наличии история и обществознание (включая экономику и право); география; имеется в наличии биология; имеется в наличии физика; имеется в наличии химия; имеется в наличии технология; имеется в наличии физическая культура; имеется в наличии МХК; имеется в наличии ОБЖ. имеется в наличии музыка; имеется в наличии ОБЖ. имеется в наличии имеется в наличии 1.2.3. Оборудование (мебель): русский язык и литература; имеется в наличии немецкий язык; имеется в наличии математика; имеется в наличии информатика и ИКТ; имеется в наличии история и обществознание 9включая экономику и право); имеется в наличии 33 география; имеется в наличии биология; имеется в наличии физика; имеется в наличии химия; имеется в наличии технология; физическая культура; имеется в наличии МХК; имеется в наличии ОБЖ. имеется в наличии 2. Компоненты оснащения методического кабинета при получении среднего общего образования требует замены 2.1. Нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней, локальные акты имеются в наличии 2.2. Документация имеется в наличии 2.3. Комплекты диагностических материалов имеются в наличии 2.4. Базы данных имеются в наличии Наличие и размещение помещений для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся освещённость воздушнотепловой режим размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальн ых занятий Кабинет музыки и ИЗО соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствуют СанПиН Кабинет истории и обществознания соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствуют СанПиН Кабинет физики и соответствует соответствует соответствует Помещения, количество кабинетов указано в скобках 34 географии СанПиН СанПиН СанПиН Лаборантская физики соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствует СанПиН Кабинет иностранного языка соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствует СанПиН Библиотека соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствует СанПиН Кабинет информатики и ИКТ соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствует СанПиН Кабинет математики соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствуют СанПиН Кабинет русского языка и литературы соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствуют СанПиН Кабинет биологии и химии соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствуют СанПиН Лаборантская биологии и химии соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствуют СанПиН Мастерская соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствуют СанПиН Кабинет технологии соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствует СанПиН Актовый зал соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствуют СанПиН Столовая соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствуют СанПиН Спортивный зал (1) соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствует СанПиН Душевые соответствует СанПиН соответствует СанПиН соответствует СанПиН 35