Пояснительная записка Большое значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественное слово. В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни. Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают интересы учащихся и приобщают их к жизни страны. Эта программа - один из способов решения многочисленных проблем. Ее отличительной особенностью является то, что она построена на обучении в процессе практики - выпуске ежегодного школьного журнала - «Солнечные ведомости». Обучающий эффект достигается не только и не столько по причине усвоения теоретической информации, сколько в работе над созданием очередного номера журнала в творческой мастерской - и в процессе последующего обсуждения выпуска, при анализе отзывов учащихся, педагогов и родителей. Рабочая программа рассчитана для учащихся 11 класса на 34 часа, носит ознакомительный характер и имеет практическую направленность. Она включает две базовые части - «Технология создания журналистского текста» и «Введение в журналистику». Каждое занятие строится как сочетание двух блоков: теоретического и практического (с преобладанием практического - выпуск школьного журнала «Солнечные ведомости»). Цель курса: формирование представления о журналистике как о виде социальной деятельности. Формированию начальных практических умений и навыков создания журналистского текста в различных жанрах. Задачи курса: 1. Знакомство с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ: журналиста, редактора, корректора, дизайнера. 2. Получение учащимися опыта анализа, создания, редактирования, корректуры журналистского текста. 3. Реализация творческого потенциала. Обучающие: знакомство с принципами журналистской деятельности изучение основ социологии и журналистики формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта. Воспитывающие: формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения привитие культуры общения с миром средств массовой информации пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности формирование потребности в постоянном повышении информированности воспитание любви и уважения к школе. Развивающая: развитие творческих способностей, индивидуального мышления Программа факультативного курса "Журналистика в школе" составлена в практикоориентированной форме подачи материала. В структуре программы выделяются четыре тематических раздела: "Краткое введение в историю журналистики", "Основы журналистики", "Художественно-техническое оформление издания", "Редакционно-издательская деятельность". Каждый раздел делится на блоки - теоретический и блок творческих заданий. Формы занятий, предусмотренные программой: -лекция преподавателя; -выполнение творческих заданий; -экскурсии и встречи с интересными людьми; -практическая работа (подготовка материалов для публикации в прессе) Основные требования к уровню подготовки обучающихся. В процессе занятий обучающиеся приобретают конкретные знания: -из истории журналистики; -о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста; -о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о выдающихся журналистах; о законе о СМИ. Умения: создавать сочинения разных жанров; соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях; работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ; участвовать в дискуссии, прессконференции. Виды деятельности обучающихся: - теоретические занятия; - творческий практикум (сочинения разных жанров); -работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование); -работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и каталогами, энциклопедиями и т.п.); -анкетирование; -социологический опрос; -выпуск школьной газеты; Техническое оснащение: телевизор, DVD компьютер, мультимедийный проектор. Тематическое планирование № Тема Кол-во п/п часов 1 Содержание понятия «журналистика». Журналистика как разновидность 1 общественной деятельности. Тренировочное задание 2 Журналистика как профессия. Профессиональные задачи журналиста. 1 Профессиональные и личностные качества, необходимые для работы в различных СМИ. Тренировочное задание 3 Критерии оценки качества работы журналиста. Анализ 1 тренировочных заданий Основные функции СМИ. Журнал как старейшая форма СМИ. Современные подходы к типологии журналов. Анализ тренировочных заданий Журнальная индустрия Радио как самое интерактивное и оперативное СМИ. Главный канал распространения информации - ТВ. Новое медиа интернет Профессиональная этика журналиста. Социальная ответственность журналиста Журналистский текст. Различие между текстом писателя и журналиста. Тренировочное задание 1 Документальная основа журналистского текста. Понятия «факт» и «событие» в медийном пространстве. Практическое задание. Коммуникативные цели журналистского произведения. Понятие «образ» применительно к тексту СМИ. Совместный анализ текста 1 Понятие информации. Информация как основа журналистского текста и информация как жанр. Мастерство информации. Практикум - сбор информации Обсуждение практических работ Тема и идея журналистского произведения. Поиск темы для будущего материала. Практикум Формирование идеи и выработка стратегии поиска и сбора информации 3 15 Стадии создания журналистского текста. Редактирование собственного материала 2 16 Язык и стиль СМИ. Литературный язык. Устная речь как способ характеристики героя. Приемы адаптации текста в доступный для аудитории вариант Приемы создания журналистского текста. Практикум, соответствующий освоению отдельных приемов. Анализ и обсуждения 2 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 17 1 1 1 1 1 1 1 2 1 Обязательные элементы журналистского текста. Заголовок, его типы и функции. Функции подзаголовка. Лид (первый абзац статьи), его разновидности в различных жанрах. Практикум, анализ и обсуждения. Типичные ошибки начинающих журналистов. Анализ Интервью как жанр и как метод. Проблема использования интервью в тексте. Практикум. Анализ и обсуждение 1 21 Репортаж как жанр. Репортажные приемы в различных типах текстов. Практикум. Анализ и обсуждение 2 22 23 Зарисовка. Портретная зарисовка. Мастерство детали. Практикум Практическая работа над выпуском 1 3 24 Анализ и обсуждение конечного результата 1 34 18 19 20 Итого 1 3 Ожидаемые результаты: В результате планируемых занятий предполагается: • формирование и развитие коммуникативных навыков; • совершенствование стиля; • получение представлений о журналистских жанрах, информационной и аналитической групп; • приобретение навыков сбора информации; группирования фактов, изложения проблемы и ее анализа; • оформления фактов в материал; •наполнение и выпуск школьного журнала «Солнечные ведомости». СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, использованной при подготовке курса. 1. Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика» старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches) 2. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. 3. Библиотека отделения журналистики ТюмГУ. Упражнения и задания. (Сетевой ресурс http://media.utmn.ru/library view book.php?bid= 1371 &chapter num=21) 4. Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт А.Дедова. (Сетевой ресурс http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm) 5. В помощь начинающим журналистам. Под ред. Козева Н., Синцова П. - М.: изд-во «Правда», 1964. 6. Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка. - М., 1967. 7. Гуревич СМ. Номер газеты. - М., 2002. 8. Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс http://planetahr.ru/publication/2019) 9. Колесников. Стилистика и литературное редактирование. - М., 2004. 10. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2004. 11. Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. - М., 2004. 12. Лепилкина О.И Азбука журналистики. - М.: «Вентана-Граф», 2007. 13. Лукина М.М. Технология интервью. - М., 2005