РП-Основы-журналистики-11-класс-2023

Пояснительная записка
Большое значение в формировании духовно-богатой, гармонически развитой
личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет
художественное слово.
В России издается много газет, выходят журналы почти по всем отраслям
промышленности, сельского хозяйства, науки, культуры, искусства, общественной жизни.
Не должна в стороне оставаться и школа, ведь газетные жанры глубоко затрагивают
интересы учащихся и приобщают их к жизни страны.
Эта программа - один из способов решения многочисленных проблем. Ее
отличительной особенностью является то, что она построена на обучении в процессе
практики - выпуске ежегодного школьного журнала - «Солнечные ведомости».
Обучающий эффект достигается не только и не столько по причине усвоения
теоретической информации, сколько в работе над созданием очередного номера журнала в творческой мастерской - и в процессе последующего обсуждения выпуска, при анализе
отзывов учащихся, педагогов и родителей.
Рабочая программа рассчитана для учащихся 11 класса на 34 часа, носит
ознакомительный характер и имеет практическую направленность. Она включает две
базовые части - «Технология создания журналистского текста» и «Введение в
журналистику». Каждое занятие строится как сочетание двух блоков: теоретического и
практического (с преобладанием практического - выпуск школьного журнала «Солнечные
ведомости»).
Цель курса: формирование представления о журналистике как о виде
социальной деятельности.
Формированию начальных
практических умений и
навыков создания журналистского текста в различных жанрах.
Задачи курса:
1. Знакомство с социально-профессиональными ролями в сфере производства СМИ:
журналиста, редактора, корректора, дизайнера.
2. Получение учащимися опыта анализа, создания, редактирования, корректуры
журналистского текста.
3. Реализация творческого потенциала.
Обучающие: знакомство с принципами журналистской деятельности изучение основ
социологии и журналистики формирование знаний об истории журналистики и этапах ее
развития формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного
профессионального опыта.
Воспитывающие: формирование навыков совместной деятельности и диалогового
общения привитие культуры общения с миром средств массовой информации
пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике
как виду деятельности формирование потребности в постоянном повышении
информированности воспитание любви и уважения к школе.
Развивающая: развитие творческих способностей, индивидуального мышления Программа
факультативного курса "Журналистика в школе" составлена в практикоориентированной
форме подачи материала.

В структуре программы выделяются четыре тематических раздела: "Краткое введение
в историю журналистики", "Основы журналистики", "Художественно-техническое
оформление издания", "Редакционно-издательская деятельность".
Каждый раздел делится на блоки - теоретический и блок творческих заданий.
Формы занятий, предусмотренные программой:
-лекция преподавателя;
-выполнение творческих заданий;
-экскурсии и встречи с интересными людьми;
-практическая работа (подготовка материалов для публикации в
прессе)
Основные требования к уровню подготовки обучающихся.
В процессе занятий
обучающиеся приобретают конкретные знания:
-из истории журналистики;
-о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста;
-о деятельности журналиста и других профессий, связанных с журналистикой, о
выдающихся журналистах; о законе о СМИ.
Умения:
создавать сочинения разных жанров; соблюдать языковые нормы (орфографические,
орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в
устных и письменных высказываниях; работать с дополнительной литературой (словари,
энциклопедии, справочники), с использованием ИКТ; участвовать в дискуссии, прессконференции.
Виды деятельности обучающихся:
- теоретические занятия;
- творческий практикум (сочинения разных жанров);
-работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование,
исследование);
-работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями и
каталогами, энциклопедиями и т.п.);
-анкетирование;
-социологический опрос;
-выпуск школьной газеты;
Техническое оснащение: телевизор, DVD компьютер, мультимедийный проектор.

Тематическое планирование
№
Тема
Кол-во
п/п
часов
1
Содержание понятия «журналистика». Журналистика как разновидность
1
общественной деятельности. Тренировочное задание
2
Журналистика как профессия. Профессиональные задачи журналиста.
1
Профессиональные и личностные качества, необходимые для работы в
различных СМИ. Тренировочное задание
3
Критерии
оценки
качества
работы
журналиста.
Анализ
1
тренировочных заданий
Основные функции СМИ. Журнал как старейшая форма СМИ.
Современные подходы к типологии журналов. Анализ тренировочных
заданий
Журнальная индустрия
Радио
как
самое
интерактивное
и
оперативное
СМИ.
Главный канал распространения информации - ТВ. Новое медиа интернет
Профессиональная этика журналиста. Социальная
ответственность
журналиста
Журналистский текст. Различие между текстом писателя и
журналиста. Тренировочное задание

1

Документальная основа журналистского текста. Понятия «факт» и
«событие» в медийном пространстве. Практическое задание.
Коммуникативные цели журналистского произведения.
Понятие
«образ» применительно к тексту СМИ. Совместный анализ текста

1

Понятие информации. Информация как основа журналистского текста и
информация как жанр. Мастерство информации. Практикум - сбор
информации
Обсуждение практических работ
Тема и идея журналистского произведения. Поиск темы для будущего
материала. Практикум
Формирование идеи и выработка стратегии поиска и сбора
информации

3

15

Стадии создания журналистского текста. Редактирование собственного
материала

2

16

Язык и стиль СМИ. Литературный язык. Устная речь как способ
характеристики героя. Приемы адаптации текста в доступный для
аудитории вариант
Приемы
создания
журналистского
текста.
Практикум,
соответствующий освоению отдельных приемов. Анализ и обсуждения

2

4

5
6

7
8
9
10
11

12
13
14

17

1
1

1
1

1

1
1
2

1

Обязательные элементы журналистского текста. Заголовок, его типы и
функции. Функции подзаголовка. Лид (первый абзац статьи), его
разновидности в различных жанрах. Практикум, анализ и обсуждения.
Типичные ошибки начинающих журналистов. Анализ
Интервью как жанр и как метод. Проблема использования интервью в
тексте. Практикум. Анализ и обсуждение

1

21

Репортаж как жанр. Репортажные приемы в различных типах текстов.
Практикум. Анализ и обсуждение

2

22
23

Зарисовка. Портретная зарисовка. Мастерство детали. Практикум
Практическая работа над выпуском

1
3

24

Анализ и обсуждение конечного результата

1
34

18

19
20

Итого

1
3

Ожидаемые результаты:
В результате планируемых занятий предполагается:
• формирование и развитие коммуникативных навыков;
• совершенствование стиля;
• получение представлений о журналистских жанрах, информационной и аналитической
групп;
• приобретение навыков сбора информации; группирования фактов, изложения проблемы
и ее анализа;
• оформления фактов в материал;
•наполнение и выпуск школьного журнала «Солнечные ведомости».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, использованной при подготовке курса.
1. Агафонова Ю.А. Методика преподавания элективного курса «Журналистика»
старшеклассникам. (Сетевой ресурс www.openclass.ru/io/1/psihologiches)
2. Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.
3. Библиотека отделения журналистики ТюмГУ. Упражнения и задания. (Сетевой ресурс
http://media.utmn.ru/library view book.php?bid= 1371 &chapter num=21)
4. Блокнот журналиста. В помощь редакторам и корреспондентам школьных газет. Сайт
А.Дедова. (Сетевой ресурс http://al-dedov.narod.ru/proryv/bloknot.htm)
5. В помощь начинающим журналистам. Под ред. Козева Н., Синцова П. - М.: изд-во
«Правда», 1964.
6. Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка. - М., 1967.
7. Гуревич СМ. Номер газеты. - М., 2002.
8. Журналист: профессия или призвание. Портал Planet. (Сетевой ресурс
http://planetahr.ru/publication/2019)
9.
Колесников. Стилистика и литературное редактирование. - М., 2004.
10.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2004.
11.
Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. - М., 2004.
12.
Лепилкина О.И Азбука журналистики. - М.: «Вентана-Граф», 2007.
13.
Лукина М.М. Технология интервью. - М., 2005


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».