Элективный курс Обществознание 10-11 кл

Пояснительная записка
Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой
состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук —
наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное
знание об обществе.
Этими науками являются философия, социология, социальная
психология, социология, политология, правоведение, культурология,
экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно
сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на
поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше
наук об обществе.
Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки
старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по
обществознанию, который по своему содержанию соответствует
государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету.
Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении
знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества».
«Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения»,
«Право».
Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания
по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем
курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает
практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только
владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе
которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ.
Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания
типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать
представления о форме контрольно-измерительных материалов по
обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и
нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений
учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи
ЕГЭ.
Задачи курса:
1. преобразование содержания теоретического материала в более
доступную для восприятия форму;
2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной
степени сложности;

4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения
познавательных и практических задач;
5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и
практических умений;
6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения
преодолевать трудности.
В процессе обучения происходит формирование основных знаний и
умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:





















биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы
социализации личности, место и роль человека в системе
общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной
системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
распознавать признаки понятий, характерные черты социального
объекта, элементы его описания;
сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия;
соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их
отражающими;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
анализировать и классифицировать социальную информацию,
представленную в различных знаковых системах (схема, таблица,
диаграмма);
распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия
с родовым и исключать лишнее;
устанавливать соответствие между существенными чертами и
признаками социальных явлений и обществоведческими терминами,
понятиями;
применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений,
социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор
необходимых позиций из предложенного списка;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и
выводы;
называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие
предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте
обществоведческие термины и понятия;
перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т.
п.;









раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и
понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры
определенных общественных явлений, действий, ситуаций;
применять социально-гуманитарные знания в процессе решения
познавательных и практических задач, отражающих актуальные
проблемы жизни человека и общества;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию
социальной информации по определенной теме из оригинальных,
неадаптированных текстов (философских, научных, правовых,
политических, публицистических);
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных
знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам.

Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед
экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им
следует оформить результат выполненного задания.
Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и
приемы работы:









лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением документов;
беседы;
практические занятия;
анализ альтернативных ситуаций;
работа в парах, группах, индивидуально;
выполнение работ по заданному алгоритму;
решение заданий части А, В, С.

Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания
различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса
проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках
данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания;
2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней
сложности;
3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Курс рассчитан для учащихся 10 – 11 классов и рассчитан на 70часов: 10
класс – 36 часа, 11 класс – 34 часа.

Учебно-тематический план
№
п/п
1

2

3

4

5

6

78

9

10

11

Наименование тем курса

Введение

всег
о часов

Форма
занятия

Форма
контроля

10 класс – 36 часов.
1

Вводная
лекция
Модульный блок «Общество» 7 часов
Социум как особенная часть
1
Лекция
мира. Системное строение
общества. Социальные институты
Общество и природа. Общество
и культура
Многовариантность
общественного развития.
Типология обществ.
Понятие общественного
прогресса.
Процессы глобализации и
становление единого человечества
Глобальные проблемы
человечества
Контрольная работа по
модульному блоку «Общество»

1

лекция

1

лекция

1

лекция

1

лекция

2

Практическа
я контрольная
работа

Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С

Модульный блок «Духовная жизнь общества» 9 часов
Культура и духовная жизнь
1
Лекция с
Решение
элементами
практических
беседы
заданий части
А, В, С
Формы и разновидности
1
Лекция с
Решение
культуры: народная, массовая и
элементами
практических
элитарная; молодежная
беседы
заданий части
субкультура
А, В, С
Средства массовой
1
Лекция с
Решение

информации

элементами
беседы

12

Искусство, его формы,
основные направления. Наука

1

Лекция с
элементами
беседы

13

Социальная и личностная
значимость образования

1

Лекция с
элементами
беседы

14

Религия. Роль религии в жизни
общества. Мировые религии.

1

15

Мораль. Нравственная
культура

1

Лекция с
элементами
беседы

16

Тенденции духовной жизни
современной России

1

Лекция с
элементами
беседы

17

Контрольная работа по
модульному блоку «Духовная
жизнь общества»

1

Практическа
я контрольная
работа

18

Практическа
я работа

Модульный блок «Человек. Познание» 8 часов
Человек как результат
1
Лекция с
биологической и социальной
элементами
эволюции. Бытие человека
беседы

19

Деятельность человека, ее
основные формы. Мышление и
деятельность

1

Лекция с
элементами
беседы

20

Индивид, индивидуальность,
личность. Социализация индивида.

1

Лекция с
элементами
беседы

1

Лекция с
элементами
беседы

21

Самопознание. Свобода и
ответственность личности

22

Познание мира. Формы
познания.

1

Лекция с
элементами
беседы

23

Истина и ее критерии.
Относительность истины

1

Лекция с
элементами
беседы

практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С

24

25

26

Виды человеческих знаний.
Научное познание
Контрольная работа по
модульному блоку «Человек.
Познание.»

1

Лекция с
элементами
беседы

1

Практическа
я контрольная
работа

Модульный блок «Политика» 9 часов
Власть, ее происхождение и
1
Лекция с
виды
элементами
беседы

27

Политическая система, ее
структура и функции

1

Лекция с
элементами
беседы

28

Политические партии и
движения. Становление
многопартийности в России

1

Лекция с
элементами
беседы

29

Политический режим. Типы
политических режимов

1

Лекция с
элементами
беседы

30

Политическая идеология
Политическая культура

1

Лекция с
элементами
беседы

31
-32

Гражданское общество
Правовое государство

1

Лекция с
элементами
беседы

33
-34

Человек в политической жизни.
Политическое участие

1

Лекция с
элементами
беседы

2

Практическа
я контрольная
работа

35
-36

1

2

Контрольная работа по
модульному блоку «Политика»

11 класс – 34 часа
Модульный блок «Экономика» 11 часов
Экономика: наука и хозяйство
1
Лекция с
элементами
беседы,
практическая
работа
Экономические системы
2
Лекция с
элементами
беседы,
практическая

Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С

3

Экономическое содержание
собственности

1

4

Измерители экономической
деятельности

1

5

Экономический цикл и
экономический рост

1

6

Экономика и государство

1

7

Мировая экономика: внешняя
торговля, международная
финансовая система

1

8

Экономика потребителя.
Экономика производителя.

1

9

10

11

12

13

Рынок труда. Безработица

Контрольная работа по
модульному блоку «Экономика»

1

1

работа
Лекция с
элементами
беседы,
практическая
работа
Лекция с
элементами
беседы,
практическая
работа
Лекция с
элементами
беседы,
практическая
работа
Лекция с
элементами
беседы,
практическая
работа
Лекция с
элементами
беседы,
практическая
работа
Лекция с
элементами
беседы,
практическая
работа
Лекция с
элементами
беседы,
практическая
работа
Практическа
я контрольная
работа

Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С

Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов
Социальное взаимодействие и
1
Лекция с
Решение
общественные отношения
элементами
практических
беседы
заданий части
А, В, С
Социальные группы, их
1
Лекция с
Решение
классификация
элементами
практических
беседы
заданий части
А, В, С
Социальный статус.
1
Лекция с
Решение
Социальная роль
элементами
практических
беседы
заданий части

14

Неравенство и социальная
стратификация. Социальная
мобильность

1

Лекция с
элементами
беседы

15

Социальные нормы.
Отклоняющееся поведение

1

Лекция с
элементами
беседы

16

Семья и брак как социальные
институты

1

Лекция с
элементами
беседы

17

Молодежь как социальная
группа

1

Лекция с
элементами
беседы

18

Этнические общности.
Межнациональные отношения

1

Лекция с
элементами
беседы

19

Социальный конфликт и пути
его разрешения

1

Лекция с
элементами
беседы

20

Социальные процессы в
современной России

1

Лекция с
элементами
беседы

1

Практическа
я контрольная
работа

21

22

23

Контрольная работа по
модульному блоку «Социальные
отношения»

Модульный блок «Право» 8 часов
Право в системе социальных
1
Лекция с
норм
элементами
Источники права. Правовые
беседы
акты
Система права: основные
отрасли, институты, отношения

1

Лекция с
элементами
беседы
Лекция с
элементами
беседы

24

Правонарушения

1

25

Конституция РФ

2

Юридическая ответственность
и ее виды

1

26
-27

Лекция
Лекция с
элементами
беседы

А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
заданий
Решение
практических
заданий

28
-29

30
-31

32
-34

Основные понятия и нормы
1
Лекция с
административного, гражданского,
элементами
трудового, семейного и уголовного
беседы
права в Российской Федерации
Международные документы о
1
Лекция с
правах человека
элементами
Правовая культура
беседы
Итоговый контроль – 3 часа
Пробный ЕГЭ
3

Решение
практических
заданий части
А, В, С
Решение
практических
заданий

Литература
1. Баранов П.А. Обществознание полный экспресс –репетиторМосква
Издательство АСТ 2019
2. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А.
Баранов, А.В.
Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель,
2018
3 Школьный словарь по обществознанию. Под редакцией Л.Н.
Боголюбова, Ю.И. Аверьянова.- М. «Просвещение», 2019
4 Учебники обществознания 10-11 класс Под редакцией Л.Н.
Боголюбова М Просвещение 2018гг
5 Обществознание
в
схемах
и
таблицах
Г.А.Ермоленко,С.Б.Кожевников
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru
образования и науки РФ

–

официальный

сайт

Министерства

2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических
измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
5.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты
второго поколения
6. http://reshuege.ru – образовательный портал для подготовки к экзаменам


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».